8 упражнений для развития фантазии у ребёнка

Что такое воображение? Нетрудно догадаться, что прежде всего это – умение конструировать в уме новые сочетания предметов и явлений, накопленных опытом человека. Оно дает человеку возможность осуществлять любой вид деятельности и по сути, является его основой.

Наблюдаем за окружающим миром вместе с ребенком

Поможет развить фантазию наблюдение за окружающим миром. Увидев на прогулке девушку с собачкой, предложите ребенку придумать кличку животному, чем увлекается его хозяйка, где они любят прогуливаться. При виде необыкновенного здания попросите дитя помечтать: кто проживает там, как обустроены комнаты, что кушают на ужин и так далее.

В данном способе развития фантазии можно воспользоваться любыми средствами, которые находятся под рукой. Пусть малыш подумает, как можно применить не по прямому предназначению обыкновенную деревяшку, чайные ложки, стул. Вы непременно услышите радостные и неординарные решения. Например, деревяшку можно применить как богатырскую саблю, ложками можно стучать друг об друга и получится музыка, а если залезть на стул, то можно звонко рассказывать стихотворения и петь песенки гостям.

Как развить воображение у ребенка с помощью игрушек

Психологи утверждают, что у людей, много игравших в детстве, лучше развиты не только воображение и креативность, но и коммуникабельность, эмоциональность, активность. Лучшие игрушки – многофункциональные, создающие простор для фантазии. К ним относятся модели для собирания, конструкторы, лото, кубик Рубика, паззлы, мозаики и пластилин.

Как развить воображение у ребенка с помощью игрушек

В игре с куклами и пупсами эффективно моделировать различные «взрослые» жизненные ситуации, нацеливать ребенка на определенные достижения и успех. Играя с плюшевыми игрушками малыш может «оживлять» их: наделять голосом, совершать действия, выражать эмоциональное состояние. То есть фантазировать.

Этапы развития воображения

При становлении воображения у ребенка в психологии принято выделять три основных этапа. Давайте их рассмотрим и обсудим.

  1. Дети от 2,5 до 3 лет. Познавательное и аффективное воображение являются началом процесса воображения. Познавательное воображение заключается в том, что малыш, используя свои игрушки разыгрывает в разных видах уже известные ему действия. Аффективное воображение представляет проигрывание ребенком своих эмоций. Порекомендую хорошее пособие.
  2. Дети от 4 до 5 лет. На данном этапе аффективное воображение уже может не проявляться. Это связано с тем, что частота детских страхов снижается. А вот, что касается познавательного воображения оно сосредотачивает малышей на рисовании, игр по ролям, конструировании, речевом творчестве. Кстати, для более полной информации рекомендую пособие «Развиваем восприятие, воображение, внимание, фантазию».
  3. Дети от 6 до 7 лет. В этом возрасте развитие воображения предполагает тот факт, что малышу достаточного одного предмета для сочинения яркой истории вокруг него. Здесь можно отметить проявление у ребенка аффективного воображения. В этом возрасте оно концентрируется на снижении отрицательных психологических процессов. В этом случае воображение выражается в повторении определенных действий в рисунках, играх, других творческих работах. Однако, здесь оно несет негативный оттенок.

Главное не допустить в этом возрасте ухода ребенка в мир своих фантазий. Педагогам и родителям важно в этом случае направить воображение дитя так, чтобы оно переродилось в реальное творчество и привело к внутренней гармонии малыша. Кстати, хотелось бы порекомендовать замечательную книгу. Также для родителей для совместного времяпровождения с малышом порекомендую полезную книгу автора Березенковой Т. В.

Упражнения на развитие воображение у детей дошкольного возраста

Развитие творчества у дошкольников как правило происходит спонтанно, что неудивительно: такие черты, как желание творить, развивать в себе креативное начало, чаще всего заложены у детей самой природой и обнаруживаются у них в первые месяцы жизни. Тем не менее, специально организованная творческая деятельность позволяет существенно увеличить его эффективность.

«Дорисуй фигуру»

Разложите перед ребенком карточки с изображением разных геометрических фигур. Объясните ребенку, что каждая из этих карточек волшебная – и каждая фигура может превратиться настоящий рисунок. Для этого ему нужно будет превратить квадрат, например, в домик, машину или трамвай. Круг – в солнце, часы и т.д. Если ребенок не поймет инструкцию с первого раза, можно нарисовать первую картинку самостоятельно, а после – предложить ему сделать то же самое. Когда он доделает предложенное ему задание, попросите рассказать, что именно нарисовано.

Обратите внимание на то, что именно нарисовал ребенок: сделал ли он выбор в пользу более простого, или сложного изображения? Насколько оно детализировано? Попросил ли ребенок цветные карандаши и активно ли он использовал цвет?

«Волшебные превращения»

Может использоваться как немного усложненный вариант первого упражнения. Поставьте на лист бумаги пятно или кляксу чтобы ребенок дорисовал его до какой-либо картинки, добавляя к нему определенные детали. Критерии качества выполнения задания те же.

«Каракули»

Предложите ребенку закрыть глаза и нарисовать на листе бумаги абсолютно любые каракули. Изображать их можно любым цветом и в любом порядке – чем меньше ребенок будет контролировать процесс – тем лучше. После того как этот этап работы будет завершен, попробуйте найти в получившемся изображении черты сходства с теми или иными предметами, либо живыми существами.

Упражнения на развитие воображение у детей дошкольного возраста

Упражнение Кляксы детям очень нравится

«Скажи художник»

Эта игра позволяет развить у ребенка не только творческое, но и ассоциативное мышление (в частности – колоритмический язык). Ведущий, или взрослый называет любые предметы, явления и т.д., предлагая ребенку сказать, какого они цвета («Ты скажи, художник, какого цвета… (дождик, солнце, трава и т.д.). Если ребенку будет сложно справляться с этой задачей, ее можно будет немного переформулировать, предложив ему сказать, что бывает красным, желтым, синим, зеленым и т.д.).

Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста может успешно осуществляться при помощи игротерапии, куклотерапии и т.д.

При помощи уже готовых или сделанных своими руками игрушек можно разыгрывать короткие сказки или детские пьесы.

Понятие «творческая личность» сегодня во многом является синонимом «успешной личности». Соблюдая условия развития творческих способностей дошкольников можно добиться немалых результатов, обеспечив ему возможность реализовать себя во многих сферах.

Как правило, у родителей остаётся мало времени на развитие творческих способностей ребенка. В таком случае ребенку можно предложить посещать занятия в кружке, студии развития и тд. На KidsVisitor можно легко найти подходящее место для таких занятий рядом с вашим домом.

Чудесные превращения

Спросите у ребенка, что можно сделать из "бросового" материала – пластиковой бутылки, коробки от конфет или плавленного сыра, крышек от бутылок и банок, спичечных коробков, гладкой досочки, пуговиц, лоскутка ткани, проволочки. Уточните: должно это изделие приносить пользу, или его можно использовать для игры.

Читайте также:  Можно ли вылечить цервикальную дистонию, или это навсегда?

В ролях, которые ребенок принимает на себя в таких играх, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. В игре формируются качества, необходимые в школе.

Марина Подгорная о детях от 4 до 7 лет Другие статьи автора

Выезжаем на природу и ищем новые возможные способы творческого развития ребенка

Как развить фантазию у ребенка на природе? На самой обыкновенной прогулке можно заняться познаванием окружающего мира и развитием творческого воображения. Продемонстрируйте малышу, как лепить фигуры из песка, собирать разные композиции из осенних листочков, создавать веселых человечков и зверей из желудей и шишек, лепить снежки, следить, как двигаются облака. Попросите малыша вообразить, что бы было, если бы внезапно начался ливень из конфет, если бы в жару начался снегопад, если бы коровы могли лаять, а собаки мычать.

В легкой и радостной форме формируют детскую фантазию и эмоции после прогулки, проявленные в форме картинки. Когда вы окажетесь дома, попросите ребенка изобразить красивый цветок, который он заметил на прогулке, птицу необыкновенного окраса, шалаш, который вы строили вдвоем. Чаще водите детей на различные интересные экскурсии и постоянно просите его рассказать, что ему больше всего запомнилось и почему.

Фантазии на прогулке

Прогулка — замечательное время для фантазий! Так как же развивать фантазию и воображение ребенка посредством прогулок? Будем дышать свежим воздухом и одновременно думать, наблюдать, играть в фантазийные игры…По дороге с облаками. Пожалуй, ничто так не развивает фантазию и воображение, как наблюдение за облаками. Они все время движутся, меняются, всякий раз они разные. Если во время прогулки вы заметили в небе белые шапки, похожие на взбитые сливки, предложите малышу рассмотреть их и подумать, на что или на кого похоже каждое облако.

Наверняка, вы увидите не только белогривых лошадок, а и слона с хоботом, кролика, овечек и даже дракона… На что похоже? Но обращать внимание можно не только на облака, но и другие окружающие вас предметы. Например, рассмотрите с малышом машины и строительную технику и решите, на каких зверей они похожи. Или поищите знакомые очертания в других объектах. Бывает, что старый пень похож на лесовика, а дерево — на великана. Рассматривайте веточки, камешки, шишки, кусочки коры, лужи… А зимой не обычные очертания приобретают сугробы и засыпанные снегом ветки деревьев…