Дыхательные упражнения — хороший помощник детям при заикании

Оборудование: кукла, платочек, иллюстрации с изображением часов;
Схемы для развития голосовых модуляций.

Весна

Статья

  • формат doc
  • размер 10,47 КБ
  • добавлен 04 октября 2010 г.

Тема: Весна (итоговое занятие) Возраст: 6 лет Оборудование: Цели: Образовательные: расширение, уточнение и активизация словарного запаса по теме … Коррекционно-развивающие: -снять напряжение мышц; -формирование общей моторики; -формирование вопросно-ответной формы речи -формирование мимической мускулатуры; -формирование фонационного выдоха; -формирование силы голоса; -формирования артикуляционной моторики; -формирование темпа, ритма, плавности ре…

Скороговорки

Как с ними работать?

1. В самом начале можно проговаривать полюбившиеся скороговорки от двух до пяти раз в день и делать это в виде шуточных перерывов в течение 10 минут.

2. В дальнейшем, для новизны ощущений и регулярности тренировок можно добавлять новые скороговорки для дикции. Лучше распечатывать их яркими крупными буквами на листе бумаги.

3. Если вы занимаетесь не с ребенком, а сами хотите улучшить свою дикцию, то было бы хорошо разместить листы с текстом в местах, привлекающих ваше внимание – рядом с телефоном, компьютером, зеркалом, окном и т.д.

4. Скороговорки должны периодически заменяться новыми (примерно каждые 10 дней). Так вы не позволите своему артикуляционному аппарату привыкнуть к одному и тому же произношению.

5. Для себя и вашего малыша подбирайте скороговорки с теми проблемными буквами, которые вам необходимо освоить.

Ну а теперь самое интересное! Выбирайте, какие скороговорки вам по душе и тренируйтесь!

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

Сачок зацепился за сучок.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Жутко жуку жить на суку.

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул: «цыц!

Сшит колпак, да не по-колпаковски; Вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать; Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать, Надо все скороговорки переговорить, перевыскороговорить И тогда так заговоришь, Словно реченька зажурчишь.

Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломаными ножками едет на сиреневеньком бронетранспортёрчике с передним предподвыподвертом.

Скороговорун скоровыговорил, что все скороговорки не перескороговоришь, не выскороговоришь, позже убедился, что все скороговорки выговоришь, да перевыговоришь.

И прыгают скороговорки, как караси на сковородке! Говорил, говорил – проговаривал, Да не выговаривал, Скороговорки прочитал, читал – читал, Но быстрей говорить не стал. Может просто плохо проговаривал Невыговариваемые скороговорки.

Эйяфьятлайокудль эйяфьятлайокудляли, эйяфьятлайокудляли, но не выэйяфьятлайокудляли. Надо эйяфьятлайокудль переэйяфьятлайокудлевать да перевыэйяфьятлайокудлевать.

Логопедические чистоговорки

Дифференциация звуков [р] — [л]

Ла-ла-ла: Алла девочка мала.

Ли-ли-ли: В гости к ней мы пришли.

Ло-ло-ло: У Аллы тесто подошло.

Ла-ла-ла: Пирогов она испекла.

Ле-ле-ле: Вот лимоны на столе.

Лю-лю-лю: Очень кислое не люблю.

Ло-ло-ло: Снегом землю замело.

Ля-ля-ля: Стала белой земля.

Ли-ли-ли: Вот сугробы намели.

Ра-ра-ра: Очень рада детвора.

Ар-ар-ар: Мы поедем в зоопарк.

Ро-ро-ро: Доберемся на метро.

Ру-ру-ру: В зоопарке кенгуру.

Ру-ру-ру: Роет крот себе нору.

Ру-ру-ру: Заяц ободрал кору.

Ра-ра-ра: Закончилась у нас игра.

Гном в роще гулял час,

Собрал грибов корзину.

Шла Анечка в гастроном,

Ей шагал навстречу гном.

Нес с грибами он корзину

Дал Аннушке половину.

Спелую гроздь винограда

Анна принесла из сада.

Сколько весят пироги?

Положу их на весы.

Их не надо считать,

Лучше гостей угощать.

Гусеница в лесочке

Грела спину на грибочке,

На солнце очень горячо,

Ей головку напекло.

По дороге иду домой,

Все с детства здесь знакомо:

У дома дуб стоит,

В небо седой дым летит.

На болоте журавль жевал клюкву,

А в лесу ежик — вкусную ежевику.

Жизнерадостные жирафы

Взяли журнал из шкафа.

Читайте также:  Нейрогенная гипертермия симптомы. Центрогенная лихорадка (гипертермия)

Его жмакали и мяли

Все равно не прочитали.

В луже ужик жил,

С жирной жабой не дружил.

Лягушка его оскорбляла:

«У тебя, уж, нет и жала!»

Жук с бабочкой сдружился,

С ней над цветками он кружился.

Жужжит у Жени

Жук в руке.

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу!

Я с тобою не дружу!»

Видела Зина, как звезда упала,

Сразу желание она загадала:

«Зимой на землю пусть выпадет снег,

Зина будь упорнее всех.

Едет Зоя в зоопарк,

Вот ее остановка.

Вышла Зоя из такси,

Засмеялась звонко.

«Зебра, заяц, зубр, змея —

Здесь их всех увижу я!»

Под березою в грозу

Спрятал Захар козу.

На огороде у нас картофель,

Тыквы и кабачки.

Есть калина, есть капуста,

Есть красная свекла.

В луже купалась казарка,

Ей летом в перьях так жарко!

Мухомор и белую мышь

Рисовал маленький Миша.

Миллион микробов на руках,

Под микроскопом — просто ах!

Возьму мыло, кран открою,

Руки я быстро помою!

Морковь, перец и тыква

Посадил старый дедушка.

Рыхлил их и поливал —

Хороший урожай собрал.

Я сейчас с буквой «Р» один

Перечислю всех животных:

Рыба, тигр, верблюд, барсук,

Рак с клешнями вместо рук,

Рысь, русак и кенгуру,

Крот к себе полез в нору,

Нерпа и жираф хорошие,

Зебра, морж, корова, серна,

Еще черепаха, носорог,

Больше вспомнить я не смог!

Рома и Рита поют вместе в хоре,

Вечером вместе гуляют во дворе,

Вместе домой идут, когда пора.

Рома и Рита — это брат и сестра!

Варит борщ Борис-повар:

Морковь, свекла, помидор.

«Получится борщ вкусный у нас,

Угощу я, друзья вас!»

Мой дедушка живет в деревне, у него седые усы.

Я топором рубить дрова у дедушки научусь.

Я научусь траву косить и в сарай ее носить.

Дедушке не хватает рук — поможет ему внук.

Мать просит у Саши: «Сын!

Ты сходи в магазин!

Купишь сыр, сок, сырок,

И яиц один лоток,

Мяса, сухарей, редиса,

Синие сливы и ириса,

Еще семян, соль, сырок,

И смородину, сынок,

Немного мяса и колбасу!»

«Мама, я же не донесу!»

Фазан — футболист очень любит футбол

Как форвард фазан забивает свой гол.

Повару на ухо

В кухне шептала муха:

«Хотя с тобой и не дружу,

Хлеб испечь помогу».

Повар в кружку квас нальет,

Пусть хороший мальчик пьет.

Ведро цесарка в магазине взяла,

В ведре цесарка яиц нанесла.

Жил царь во дворце,

Любил сидеть на крыльце,

Однажды царь всю ночь не спал —

Ему кузнечик мешал.

Ну, а утром в окошко

Уже заглядывало солнце.

Мы в школу быстро шли,

Куст шиповника нашли.

На машине в гараж

Заезжает папа наш.

Для машины это как дом,

Тепло и уютно в нем.

Задача дыхательных упражнений

Дыхательная гимнастика при заикании подразумевает комплексы лечебных упражнений различной сложности в разных положениях тела:

  • Во время активного движения человека (бег, ходьба, прыжки);
  • В состоянии полного покоя (стоя в расслабленной позиции, сидя, в позиции лежа).

Это обусловлено несколькими задачами дыхательной гимнастики:

  • Пробуждение активности мышц в брюшном прессе;
  • Освоение техники диафрагмального дыхания;
  • Сознательная регулировка ритма дыхания;
  • Грамотное соотношение вдохов и выдохов;
  • Правильная расстановка выдохов при речевых отрезках.

Система целенаправленных, профессионально сложенных тренировок позволяет развивать ритм и темп дыхания. Изначально тренировка предполагает дыхательные упражнения, после начнет сопровождаться звуками, звукосочетаниями и вербальными проявлениями. Постепенное повышение уровня сложности заданий приведут к быстрому и полному выздоровлению пациента.

Небрежное отношение к дыхательной гимнастике может привести как минимум к неэффективности процесса. Регулярное выполнение упражнений с постепенными, удлиненными выдохами при заикании у детей – залог формирования свободного дыхания во время разговора. Полноценные выдохи помогают запастись необходимым количеством воздуха на вдохе.

Такая гимнастика позволяет укрепить нижнечелюстные мышцы, привести их в тонус, улучшить мимику, развить такие речевые компоненты, как точность, четкость и сила.

Читайте также:  3 важных симптома начала депрессии (субдепрессии)

Упражнение 1: Попеременно набираем воздух и надуваем щеки, затем медленно выпускаем его.

Упражнение 2: «Чистим зубки».

Это упражнение широко распространяется и в обычной логопедической практике, позволяя улучшить моторику языка. Выполняется следующим образом: губы сомкнуты, язык при этом «чистит» с внутренней стороны сначала верхние зубы, потом нижние. Второй вариант упражнения: рот в улыбке, губы чуть приоткрыты, языком водим с внешней стороны верхнего, затем нижнего ряда зубов.

Задача дыхательных упражнений

Упражнение 3: «Мяч на поле».

Язык упирается поочередно то в одну, то в другую щеку, рот при этом закрыт. Можно также добавить элементы логоритмики: выполнять движения одновременно с движениями языка.

Упражнение 4: «Рыбка»

Похлопывание губ друг от друга, можно чередовать с покусываниями.

Не стоит ждать быстрого эффекта от артикуляционной гимнастики. Также не забывайте, что существенную пользу такая работа принесет, если будет выполняться комплексно.

При проблемах с речью и задержке в ее развитии чаще всего наблюдается слабость артикуляционной мускулатуры. Заикание не является исключением. При данном нарушении рекомендовано повышать общую нервную возбудимость. Это осуществляется с помощью артикуляционного массажа. Такой метод способствует активизации ранее незадействованных мышц, улучшению общего тонуса, снятию напряжения.

Элементы массажа в своей работе использует логопед, но самостоятельно в домашней обстановке также можно заниматься этим. В качестве приемов для этого используются различные манипуляции с органами артикуляционного аппарата: покусывание, растирание, нажатия, поглаживания, вибрационное воздействие и др.

Упражнения дыхательной гимнастики для детей при заикании подбираются в индивидуальном порядке, исходя из анамнеза, поведенческих особенностей и интенсивности проявлений речевой патологии. Изначально занятия проводятся только со специалистом. В процессе родителей вводят в курс дела и поясняют им суть каждого упражнения.

Дыхательную гимнастику делят на 3 вида:

  • статическая — успокаивающий комплекс упражнений;
  • динамическая — предназначена для обучения правильному дыханию во время движения;
  • специальная — проводится при помощи дренажей, требует обязательного присутствия узкопрофильного специалиста.

В лечении заикания может использоваться весь комплекс упражнений, т. к. ребенка необходимо обучить правильному дыханию во время движения и расслаблению в стрессовой ситуации.

Этапы индивидуальных логопедических занятий с применением артикуляционного массажа при заикании

Шевцова Е.Е.

  • Артикуляционный массаж при заикании
  • Москва 2006
  • АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ МАССАЖ В КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ
  • Каждый логопед знает о том положительном эффекте, который достигается в коррекции многих речевых расстройств, в том числе и заикания, в результате применения артикуляционного массажа.

Массаж — это лечебный метод, при котором используется механическая энергия, передаваемая органам и тканям в виде поглаживания, растирания, вибрации, поколачивания, надавливания. Артикуляционный массаж оказывает разностороннее влияние на организм и прежде всего на нервную систему.

Значительная роль принадлежит массажу в уменьшении патологических проявлений в коже, мышцах и т.д., в результате чего снижается поток патологической импульсации в центральную нервную систему.

В центральной нервной системе создаются условия для нормализации взаимоотношений между корой, подкоркой и нижележащими отделами. Доказано, что при воздействии массажа может повышаться или понижаться возбудимость нервной системы в зависимости от функционального ее состояния и методики воздействия.

Улучшаются кровообращение, окислительно-восстановительные и обменные процессы в нервной ткани, что, в свою очередь, положительно влияет на динамику нервных процессов.

Повышается работоспособность мышц, понижается тонус в спастических мышцах и значительно повышается при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, подавляются патологические двигательные синергии, а также синкинезии, достигается релаксация речевой мускулатуры.

Помимо этого, возникают положительные психологические изменения: улучшается эмоциональное состояние, уменьшается скованность, возникает чувство приятного тепла и проч.

Для достижения максимальной эффективности при проведении артикуляционного массажа логопед должен хорошо представлять, себе механизм нарушения, а также знать анатомию мимических мышц лица и область распространения кожных нервов головы и шеи.

Заикание является дискоординационным судорожным расстройством речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, т.е.

нейромоторными расстройствами, и вторичными, невротическими, нарушениями, которые у взрослых часто становятся доминирующими.

Во многих случаях заикание возникает на органическом фоне в виде церебральной дефицитарности различного генеза.

Читайте также:  Как оказать первую помощь ребенку при судорогах?

Расстройство речи при заикании выражается в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности.

Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к расстройству индукционных взаимоотношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований.

В силу создавшихся условий, при которых нарушается нормальная регуляция коры, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы.

Стрио-паллидум является важной составной частью двигательной системы. Он входит в состав экстрапирамидной системы.

В двигательной зоне коры головного мозга начинается двигательный — пирамидный — путь, по которому следуют импульсы о выполнении того или иного движения.

Экстрапирамидная система, важной составной частью которой является стрио-паллидум, включаясь в двигательную пирамидную систему, участвует в обеспечении произвольных движений.

Стриопаллидарная система находится в подкорковой области, в толще белого вещества полушарий мозга. Это скопление серого вещества, образующее так называемые базальные ядра.

В то время, когда кора головного мозга еще не была развита, стриопаллидарная система являлась главным двигательным центром, определявшим поведение животного. С развитием коры головного мозга стриопаллидарная система перешла в подчиненное состояние.

Главным двигательным центром является кора головного мозга.

Стриопаллидарная система обеспечивает фон «предуготованности» к совершению движения; на этом фоне осуществляются контролируемые корой головного мозга быстрые, точные, строго дифференцированные движения.

Для совершения движения необходимо, чтобы одни мышцы сокращались, а другие расслаблялись. То есть необходимо точное и согласованное перераспределение мышечного тонуса.

Такое перераспределение тонуса мышц как раз и осуществляется стриопаллидарной системой. Совершенствование движения в процессе обучения их выполнению приводит к их автоматизации, к формированию двигательных стереотипов.

Такая возможность обеспечивается стриопаллидарной системой.

Двигательные акты новорожденного носят паллидарный характер: они не координированы, бросковы и часто излишни. С возрастом, по мере созревания стриатума, движения ребенка становятся более экономичными, скупыми, автоматизированными.

Симптоматика

При логоневрозе первыми симптомами становятся невротические проявления, такие как тревожность, ночные страхи (возможны случаи недержания мочи ночью – энурез), общая рассеянность, сниженный аппетит и концентрация внимания.

Если ребенок испытал сильный испуг, возможна кратковременная потеря речи. Со временем она восстанавливается, но возможны остаточные нарушения:

Симптоматика
  • Речь становится затяжной, растянутой, содержит много пауз (тонический вид).
  • Многократное повторение слогов и слов (проявления клонического вида).
  • Бывают случаи со всеми вышеперечисленными симптомами (смешанный вид логоневроза).

Лечение заикания у детей

Коррекция заикания у детей направлена на выработку навыков правильной речи, устранение неправильного произношения, преодоление психологических проблем. В лечении принимают участие логопед, невролог и психотерапевт.

При невротической форме заикания успех лечения во многом зависит от своевременности диагностики патологического состояния. Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается коррекции в логопедических группах и детских садах. Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме. Немаловажное значение имеет семейная психотерапия с использованием релаксации, отвлечения внимания, внушения. Детей учат разговаривать нараспев или в такт с ритмичными движениями пальцев рук.

При условии своевременного адекватного лечения прогноз благоприятный для 70-80% пациентов.

Медикаментозное лечение невротического заикания заключается в назначении общеукрепляющих и седативных средств, спазмолитиков, витаминных комплексов. С этой целью могут применяться средства фитотерапии (препараты пустырника, валерианы, алоэ).

Лекарственная терапия неврозоподобной формы заикания, обусловленного органическим поражением головного мозга, состоит обычно в применении спазмолитических препаратов, минимальных доз транквилизаторов. В ряде случаев показаны курсы дегидратации.

Лечение заикания у детей

Работа с психотерапевтом направлена на устранение вероятных межличностных конфликтов, минимизацию психологических факторов, усугубляющих заикание.

Лечение заикания у детей в ряде случаев включает физиотерапевтические методы: электрофорез с седативными препаратами на воротниковую зону, франклинизация, электросонтерапия и др.

Немаловажное, нередко решающее значение для успешного лечения заикания у детей имеют спокойная обстановка в семье, поддержание рационального распорядка дня (ночной сон не менее 8 часов в сутки), правильный речевой режим. Детям с заиканием рекомендуются занятия танцами, пением, музыкой – это способствует формированию правильного речевого дыхания, а также чувства ритма, темпа.

Критерием излеченности является нормальная речь ребенка в любой ситуации, в том числе в случае высокой эмоциональной нагрузки (например, выступление перед аудиторией).