Оборудование: кукла, платочек, иллюстрации с изображением часов;
Схемы для развития голосовых модуляций.
Весна
Статья
- формат doc
- размер 10,47 КБ
- добавлен 04 октября 2010 г.
- Скороговорки от заикания, пение, музыка …
- Скороговорки от заикания, пение, музыка …
- Скороговорки от заикания, пение, музыка …
- Скороговорки от заикания, пение, музыка …
Скороговорки
Как с ними работать?
1. В самом начале можно проговаривать полюбившиеся скороговорки от двух до пяти раз в день и делать это в виде шуточных перерывов в течение 10 минут.
2. В дальнейшем, для новизны ощущений и регулярности тренировок можно добавлять новые скороговорки для дикции. Лучше распечатывать их яркими крупными буквами на листе бумаги.
3. Если вы занимаетесь не с ребенком, а сами хотите улучшить свою дикцию, то было бы хорошо разместить листы с текстом в местах, привлекающих ваше внимание – рядом с телефоном, компьютером, зеркалом, окном и т.д.
4. Скороговорки должны периодически заменяться новыми (примерно каждые 10 дней). Так вы не позволите своему артикуляционному аппарату привыкнуть к одному и тому же произношению.
5. Для себя и вашего малыша подбирайте скороговорки с теми проблемными буквами, которые вам необходимо освоить.
Ну а теперь самое интересное! Выбирайте, какие скороговорки вам по душе и тренируйтесь!
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
Сачок зацепился за сучок.
Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
Жутко жуку жить на суку.
В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
Цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул: «цыц!
Сшит колпак, да не по-колпаковски; Вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать; Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать, Надо все скороговорки переговорить, перевыскороговорить И тогда так заговоришь, Словно реченька зажурчишь.
Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломаными ножками едет на сиреневеньком бронетранспортёрчике с передним предподвыподвертом.
Скороговорун скоровыговорил, что все скороговорки не перескороговоришь, не выскороговоришь, позже убедился, что все скороговорки выговоришь, да перевыговоришь.
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке! Говорил, говорил – проговаривал, Да не выговаривал, Скороговорки прочитал, читал – читал, Но быстрей говорить не стал. Может просто плохо проговаривал Невыговариваемые скороговорки.
Эйяфьятлайокудль эйяфьятлайокудляли, эйяфьятлайокудляли, но не выэйяфьятлайокудляли. Надо эйяфьятлайокудль переэйяфьятлайокудлевать да перевыэйяфьятлайокудлевать.
Логопедические чистоговорки
Дифференциация звуков [р] — [л]
Ла-ла-ла: Алла девочка мала.
Ли-ли-ли: В гости к ней мы пришли.
Ло-ло-ло: У Аллы тесто подошло.
Ла-ла-ла: Пирогов она испекла.
Ле-ле-ле: Вот лимоны на столе.
Лю-лю-лю: Очень кислое не люблю.
Ло-ло-ло: Снегом землю замело.
Ля-ля-ля: Стала белой земля.
Ли-ли-ли: Вот сугробы намели.
Ра-ра-ра: Очень рада детвора.
Ар-ар-ар: Мы поедем в зоопарк.
Ро-ро-ро: Доберемся на метро.
Ру-ру-ру: В зоопарке кенгуру.
Ру-ру-ру: Роет крот себе нору.
Ру-ру-ру: Заяц ободрал кору.
Ра-ра-ра: Закончилась у нас игра.
Гном в роще гулял час,
Собрал грибов корзину.
Шла Анечка в гастроном,
Ей шагал навстречу гном.
Нес с грибами он корзину
Дал Аннушке половину.
Спелую гроздь винограда
Анна принесла из сада.
Сколько весят пироги?
Положу их на весы.
Их не надо считать,
Лучше гостей угощать.
Гусеница в лесочке
Грела спину на грибочке,
На солнце очень горячо,
Ей головку напекло.
По дороге иду домой,
Все с детства здесь знакомо:
У дома дуб стоит,
В небо седой дым летит.
На болоте журавль жевал клюкву,
А в лесу ежик — вкусную ежевику.
Жизнерадостные жирафы
Взяли журнал из шкафа.
Его жмакали и мяли
Все равно не прочитали.
В луже ужик жил,
С жирной жабой не дружил.
Лягушка его оскорбляла:
«У тебя, уж, нет и жала!»
Жук с бабочкой сдружился,
С ней над цветками он кружился.
Жужжит у Жени
Жук в руке.
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу!
Я с тобою не дружу!»
Видела Зина, как звезда упала,
Сразу желание она загадала:
«Зимой на землю пусть выпадет снег,
Зина будь упорнее всех.
Едет Зоя в зоопарк,
Вот ее остановка.
Вышла Зоя из такси,
Засмеялась звонко.
«Зебра, заяц, зубр, змея —
Здесь их всех увижу я!»
Под березою в грозу
Спрятал Захар козу.
На огороде у нас картофель,
Тыквы и кабачки.
Есть калина, есть капуста,
- 10 скороговорок для развития речи и дикции
- Стихи, загадки, скороговорки на …
- 10 скороговорок для развития речи и дикции
- 10 скороговорок для развития речи и дикции
Есть красная свекла.
В луже купалась казарка,
Ей летом в перьях так жарко!
Мухомор и белую мышь
Рисовал маленький Миша.
Миллион микробов на руках,
Под микроскопом — просто ах!
Возьму мыло, кран открою,
Руки я быстро помою!
Морковь, перец и тыква
Посадил старый дедушка.
Рыхлил их и поливал —
Хороший урожай собрал.
Я сейчас с буквой «Р» один
Перечислю всех животных:
Рыба, тигр, верблюд, барсук,
Рак с клешнями вместо рук,
Рысь, русак и кенгуру,
Крот к себе полез в нору,
Нерпа и жираф хорошие,
Зебра, морж, корова, серна,
Еще черепаха, носорог,
Больше вспомнить я не смог!
Рома и Рита поют вместе в хоре,
Вечером вместе гуляют во дворе,
Вместе домой идут, когда пора.
Рома и Рита — это брат и сестра!
Варит борщ Борис-повар:
Морковь, свекла, помидор.
«Получится борщ вкусный у нас,
Угощу я, друзья вас!»
Мой дедушка живет в деревне, у него седые усы.
Я топором рубить дрова у дедушки научусь.
Я научусь траву косить и в сарай ее носить.
Дедушке не хватает рук — поможет ему внук.
Мать просит у Саши: «Сын!
Ты сходи в магазин!
Купишь сыр, сок, сырок,
И яиц один лоток,
Мяса, сухарей, редиса,
Синие сливы и ириса,
Еще семян, соль, сырок,
И смородину, сынок,
Немного мяса и колбасу!»
«Мама, я же не донесу!»
Фазан — футболист очень любит футбол
Как форвард фазан забивает свой гол.
Повару на ухо
В кухне шептала муха:
«Хотя с тобой и не дружу,
Хлеб испечь помогу».
Повар в кружку квас нальет,
Пусть хороший мальчик пьет.
Ведро цесарка в магазине взяла,
В ведре цесарка яиц нанесла.
Жил царь во дворце,
Любил сидеть на крыльце,
Однажды царь всю ночь не спал —
Ему кузнечик мешал.
Ну, а утром в окошко
Уже заглядывало солнце.
Мы в школу быстро шли,
Куст шиповника нашли.
На машине в гараж
Заезжает папа наш.
Для машины это как дом,
Тепло и уютно в нем.
Задача дыхательных упражнений
Дыхательная гимнастика при заикании подразумевает комплексы лечебных упражнений различной сложности в разных положениях тела:
- Во время активного движения человека (бег, ходьба, прыжки);
- В состоянии полного покоя (стоя в расслабленной позиции, сидя, в позиции лежа).
Это обусловлено несколькими задачами дыхательной гимнастики:
- Пробуждение активности мышц в брюшном прессе;
- Освоение техники диафрагмального дыхания;
- Сознательная регулировка ритма дыхания;
- Грамотное соотношение вдохов и выдохов;
- Правильная расстановка выдохов при речевых отрезках.
Система целенаправленных, профессионально сложенных тренировок позволяет развивать ритм и темп дыхания. Изначально тренировка предполагает дыхательные упражнения, после начнет сопровождаться звуками, звукосочетаниями и вербальными проявлениями. Постепенное повышение уровня сложности заданий приведут к быстрому и полному выздоровлению пациента.
Небрежное отношение к дыхательной гимнастике может привести как минимум к неэффективности процесса. Регулярное выполнение упражнений с постепенными, удлиненными выдохами при заикании у детей – залог формирования свободного дыхания во время разговора. Полноценные выдохи помогают запастись необходимым количеством воздуха на вдохе.
Такая гимнастика позволяет укрепить нижнечелюстные мышцы, привести их в тонус, улучшить мимику, развить такие речевые компоненты, как точность, четкость и сила.
Упражнение 1: Попеременно набираем воздух и надуваем щеки, затем медленно выпускаем его.
Упражнение 2: «Чистим зубки».
Это упражнение широко распространяется и в обычной логопедической практике, позволяя улучшить моторику языка. Выполняется следующим образом: губы сомкнуты, язык при этом «чистит» с внутренней стороны сначала верхние зубы, потом нижние. Второй вариант упражнения: рот в улыбке, губы чуть приоткрыты, языком водим с внешней стороны верхнего, затем нижнего ряда зубов.

Упражнение 3: «Мяч на поле».
Язык упирается поочередно то в одну, то в другую щеку, рот при этом закрыт. Можно также добавить элементы логоритмики: выполнять движения одновременно с движениями языка.
Упражнение 4: «Рыбка»
Похлопывание губ друг от друга, можно чередовать с покусываниями.
Не стоит ждать быстрого эффекта от артикуляционной гимнастики. Также не забывайте, что существенную пользу такая работа принесет, если будет выполняться комплексно.
При проблемах с речью и задержке в ее развитии чаще всего наблюдается слабость артикуляционной мускулатуры. Заикание не является исключением. При данном нарушении рекомендовано повышать общую нервную возбудимость. Это осуществляется с помощью артикуляционного массажа. Такой метод способствует активизации ранее незадействованных мышц, улучшению общего тонуса, снятию напряжения.
Элементы массажа в своей работе использует логопед, но самостоятельно в домашней обстановке также можно заниматься этим. В качестве приемов для этого используются различные манипуляции с органами артикуляционного аппарата: покусывание, растирание, нажатия, поглаживания, вибрационное воздействие и др.
Упражнения дыхательной гимнастики для детей при заикании подбираются в индивидуальном порядке, исходя из анамнеза, поведенческих особенностей и интенсивности проявлений речевой патологии. Изначально занятия проводятся только со специалистом. В процессе родителей вводят в курс дела и поясняют им суть каждого упражнения.
Дыхательную гимнастику делят на 3 вида:
- статическая — успокаивающий комплекс упражнений;
- динамическая — предназначена для обучения правильному дыханию во время движения;
- специальная — проводится при помощи дренажей, требует обязательного присутствия узкопрофильного специалиста.
В лечении заикания может использоваться весь комплекс упражнений, т. к. ребенка необходимо обучить правильному дыханию во время движения и расслаблению в стрессовой ситуации.
Этапы индивидуальных логопедических занятий с применением артикуляционного массажа при заикании
Шевцова Е.Е.
- Артикуляционный массаж при заикании
- Москва 2006
- АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ МАССАЖ В КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ
- Каждый логопед знает о том положительном эффекте, который достигается в коррекции многих речевых расстройств, в том числе и заикания, в результате применения артикуляционного массажа.
Массаж — это лечебный метод, при котором используется механическая энергия, передаваемая органам и тканям в виде поглаживания, растирания, вибрации, поколачивания, надавливания. Артикуляционный массаж оказывает разностороннее влияние на организм и прежде всего на нервную систему.
Значительная роль принадлежит массажу в уменьшении патологических проявлений в коже, мышцах и т.д., в результате чего снижается поток патологической импульсации в центральную нервную систему.
В центральной нервной системе создаются условия для нормализации взаимоотношений между корой, подкоркой и нижележащими отделами. Доказано, что при воздействии массажа может повышаться или понижаться возбудимость нервной системы в зависимости от функционального ее состояния и методики воздействия.
Улучшаются кровообращение, окислительно-восстановительные и обменные процессы в нервной ткани, что, в свою очередь, положительно влияет на динамику нервных процессов.
Повышается работоспособность мышц, понижается тонус в спастических мышцах и значительно повышается при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, подавляются патологические двигательные синергии, а также синкинезии, достигается релаксация речевой мускулатуры.
Помимо этого, возникают положительные психологические изменения: улучшается эмоциональное состояние, уменьшается скованность, возникает чувство приятного тепла и проч.
Для достижения максимальной эффективности при проведении артикуляционного массажа логопед должен хорошо представлять, себе механизм нарушения, а также знать анатомию мимических мышц лица и область распространения кожных нервов головы и шеи.
Заикание является дискоординационным судорожным расстройством речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, т.е.
нейромоторными расстройствами, и вторичными, невротическими, нарушениями, которые у взрослых часто становятся доминирующими.
Во многих случаях заикание возникает на органическом фоне в виде церебральной дефицитарности различного генеза.
Расстройство речи при заикании выражается в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности.
Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к расстройству индукционных взаимоотношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований.
В силу создавшихся условий, при которых нарушается нормальная регуляция коры, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы.
Стрио-паллидум является важной составной частью двигательной системы. Он входит в состав экстрапирамидной системы.
В двигательной зоне коры головного мозга начинается двигательный — пирамидный — путь, по которому следуют импульсы о выполнении того или иного движения.
Экстрапирамидная система, важной составной частью которой является стрио-паллидум, включаясь в двигательную пирамидную систему, участвует в обеспечении произвольных движений.
Стриопаллидарная система находится в подкорковой области, в толще белого вещества полушарий мозга. Это скопление серого вещества, образующее так называемые базальные ядра.
В то время, когда кора головного мозга еще не была развита, стриопаллидарная система являлась главным двигательным центром, определявшим поведение животного. С развитием коры головного мозга стриопаллидарная система перешла в подчиненное состояние.
Главным двигательным центром является кора головного мозга.
Стриопаллидарная система обеспечивает фон «предуготованности» к совершению движения; на этом фоне осуществляются контролируемые корой головного мозга быстрые, точные, строго дифференцированные движения.
Для совершения движения необходимо, чтобы одни мышцы сокращались, а другие расслаблялись. То есть необходимо точное и согласованное перераспределение мышечного тонуса.
Такое перераспределение тонуса мышц как раз и осуществляется стриопаллидарной системой. Совершенствование движения в процессе обучения их выполнению приводит к их автоматизации, к формированию двигательных стереотипов.
Такая возможность обеспечивается стриопаллидарной системой.
Двигательные акты новорожденного носят паллидарный характер: они не координированы, бросковы и часто излишни. С возрастом, по мере созревания стриатума, движения ребенка становятся более экономичными, скупыми, автоматизированными.
Симптоматика
При логоневрозе первыми симптомами становятся невротические проявления, такие как тревожность, ночные страхи (возможны случаи недержания мочи ночью – энурез), общая рассеянность, сниженный аппетит и концентрация внимания.
Если ребенок испытал сильный испуг, возможна кратковременная потеря речи. Со временем она восстанавливается, но возможны остаточные нарушения:

- Речь становится затяжной, растянутой, содержит много пауз (тонический вид).
- Многократное повторение слогов и слов (проявления клонического вида).
- Бывают случаи со всеми вышеперечисленными симптомами (смешанный вид логоневроза).
Лечение заикания у детей
Коррекция заикания у детей направлена на выработку навыков правильной речи, устранение неправильного произношения, преодоление психологических проблем. В лечении принимают участие логопед, невролог и психотерапевт.
При невротической форме заикания успех лечения во многом зависит от своевременности диагностики патологического состояния. Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается коррекции в логопедических группах и детских садах. Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме. Немаловажное значение имеет семейная психотерапия с использованием релаксации, отвлечения внимания, внушения. Детей учат разговаривать нараспев или в такт с ритмичными движениями пальцев рук.
При условии своевременного адекватного лечения прогноз благоприятный для 70-80% пациентов.
Медикаментозное лечение невротического заикания заключается в назначении общеукрепляющих и седативных средств, спазмолитиков, витаминных комплексов. С этой целью могут применяться средства фитотерапии (препараты пустырника, валерианы, алоэ).
Лекарственная терапия неврозоподобной формы заикания, обусловленного органическим поражением головного мозга, состоит обычно в применении спазмолитических препаратов, минимальных доз транквилизаторов. В ряде случаев показаны курсы дегидратации.

Работа с психотерапевтом направлена на устранение вероятных межличностных конфликтов, минимизацию психологических факторов, усугубляющих заикание.
Лечение заикания у детей в ряде случаев включает физиотерапевтические методы: электрофорез с седативными препаратами на воротниковую зону, франклинизация, электросонтерапия и др.
Немаловажное, нередко решающее значение для успешного лечения заикания у детей имеют спокойная обстановка в семье, поддержание рационального распорядка дня (ночной сон не менее 8 часов в сутки), правильный речевой режим. Детям с заиканием рекомендуются занятия танцами, пением, музыкой – это способствует формированию правильного речевого дыхания, а также чувства ритма, темпа.
Критерием излеченности является нормальная речь ребенка в любой ситуации, в том числе в случае высокой эмоциональной нагрузки (например, выступление перед аудиторией).