Особенности легкой умственной отсталости: причины и симптомы

В разделе «Вебинары» выложен вебинар «Профилактика профессионального выгорания помогающего специалиста:
способы поддержки».

Причины

Проблема очень развита, но, тем не менее, изучена не до конца. На сегодняшний день известен ряд причин умственной отсталости, причем они могут возникнуть, когда ребенок находится еще в утробе матери либо на первых месяцах жизни:

  1. Интоксикация организма беременной женщины или новорожденного.
  2. Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, скарлатина).
  3. Патологии в обменном процессе, которые стали причиной дисфункции и видоизменения каких-либо органов или систем. Происходят в организме беременной.
  4. Заражение от матери различными патогенными микроорганизмами.
  5. Получение родовой травмы.
  6. Наследственность – явление достаточно частое, иногда это может быть несовместимость крови либо образование генных мутаций.
  7. Воспалительные заболевания мозга и его оболочек у ребенка.
  8. Нарушение обмена белков.
Причины

Иногда развитию умственной отсталости служат условия окружающей среды, повышенный уровень радиации, вредные привычки (алкоголизм одного или обоих родителей, прием наркотиков), неправильное или неполноценное питание ребенка.

к оглавлению ↑

Вопрос Отграничение умственной отсталости от отставания, вызванного нарушениями функций анализаторов

Кажущееся сходство с умственной отсталостью может быть и при нарушении деятельности анализаторов. Эти нарушения создают определенные трудности в познавательной деятельности детей, а в условиях школы порождают неуспеваемость. Даже незначительные нарушения функций анализаторов могут привести к неполному, а иногда искаженному отражению внешнего мира, к обеднению круга представлений, неадекватному поведению, если не будут использованы компенсаторные возможности центральной нервной системы и специальные технические средства (слуховые аппараты, очки и пр.).

10 стр., 4833 слов

КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ СКАЗКИ

… Т.Б. Филичевой была выявлена еще одна категория детей — четвертый уровень недоразвития речи. У таких детей в речи наблюдаются нарушения всех компонентов языковой системы, хотя признаки … наблюдается двигательная недостаточность. В тяжелых случаях у детей с нарушениями речи иногда наблюдается довольно значительное отставание в умственном развитии, как вторичное и временное явление. …

Так, снижение слухаможет вызвать определенные трудности при обучении ребенка в школе, особенно при овладении грамотой. Дети сосниженным зрениемне видят строки, путают сходные по начертанию изображения и т. д. Неадекватные состоянию требования быстро утомляют ребенка, делают безуспешным обучение в обычных школьных условиях, ухудшая его общее состояние.

Читайте также:  Глазной тик у детей: причины, симптоматика, профилактика

Дети с дефектами зрения и слухаоказываются беспомощными в простых ситуациях, производят впечатление умственно отсталых. Но если предложить слабослышащему задание логического характера, не требующее от него совершенного слуха (классификация, раскладывание картинок с учетом причинно-следственных связей и т. п.), а слабовидящему соответствующие устные задания, то они их выполняют.

При отграничении состояний, вызванных нарушением анализаторов, от умственной отсталости необходимо выяснить, что первично доминирует в отставании: умственная отсталость является ведущим и первичным дефектом, а снижение слуха, зрения лишь сопутствует ей, или же отставание наступило в результате нарушения функций анализаторов.

Обучение детей с УО

Систематическое психолого-педагогическое воздействие ведет за собой положительную динамику развития. Специальная работа предусматривает особые условия, которые можно создать только в организациях соответствующего направления.

Главными задачами коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью являются развитие мыслительной деятельности и всех психических процессов, а также социальная адаптация к повседневной жизни.

Какие основные рекомендации можно выделить при организации занятий?

Во-первых, на занятии должны решаться комплекс задач. Обязательно включать задания на корректировку познавательной и эмоционально-волевой сферы, проводить профилактические меры по охране зрения, дыхательные упражнения, задания на релаксацию, укрепление мелких мышц пальцев. Необходима логопедическая работа, так как у детей страдает вся речевая система и, соответственно, затрудняется взаимодействие с окружающими. На занятиях с логопедом корректируются речевые нарушения, формируется практическое употребление правильных речевых форм.

Во-вторых, обучение должно быть построено в игровой форме с чередованием различных видов работы. Например, подвижные игры – с малоподвижными заданиями, устные формы — с письменными. Между заданиями с умственной нагрузкой обязательны физкультминутки.

В-третьих, использовать упражнения на внимание как источник обратной связи с умственно отсталыми детьми. Например, педагог дает задание детям – надо хлопнуть в ладоши, если они его слышат.

Таким образом, специалист выбирает методические приемы и составляет цикл коррекционных занятий с ребенком.

Рекомендации родителям детей с психическим дефицитом

К сожалению, развитие умственной отсталости, как и других форм отставания в развитии ребенка, всегда является большой проблемой как эмоциональной, так и социальной для родителей.     Большинство новорожденных с явными признаками наследственных синдромов или аномалиями развития оставляются матерями в родильных домах и воспитываются дальше в интернатных учреждениях. Легкие степени умственной недостаточности выявляются чаще всего в дошкольном периоде, поэтому очень большое число родителей может столкнуться с ними, и при этом надо знать, как правильно действовать.

Не существует однозначного ответа на вопрос, как лечить умственное недоразвитие. Проблема в том, что в большинстве случаев причины, которые привели к такому состоянию у ребенка, либо необратимы, либо заложены в самом генотипе организма, что не позволяет современной медицине влиять на это. Поэтому основные медицинские рекомендации родителям детей с умственной отсталостью выглядят следующим образом:

Рекомендации родителям детей с психическим дефицитом
  • Вовремя обратитесь за медицинской помощью и диагностируйте причину и степень прогрессирования умственной неполноценности.
  • Регулярно проводите обучающие и развивающие занятия с таким ребенком. Коррекция поведенческих отклонений может быть проведена со специальным детским психологом.
  • Старайтесь не изолировать таких детей от сверстников и взрослых, несмотря на все неприятности и опасения.
  • Социальная адаптация детей с умственной отсталостью должна стать основой обучения и воспитания. Лишь достижение самостоятельности в быту, основ речи и письма, а также овладение простыми профессиями позволит во взрослой жизни быть полноценным членом общества и не требовать посторонней помощи.
  • Не завышайте планку результатов для таких детей. Часто особенности характера и повышенное чувство собственной неполноценности и переживание неудач сводят на нет все достигнутые результаты. С другой стороны, не нужно потакать лени ребенка или останавливаться на достигнутом якобы приемлемом результате. Это часто проявляется при обучении общению – родители понимают желания ребенка по звукам или извращенным словам, однако для социальной адаптации и коммуникации с другими людьми этого недостаточно.
Читайте также:  Вестибуло-атактический синдром: симптомы и лечениеНародные рецепты

Дифференциальный диагноз

Диагноз умственной отсталости основывается на установлении психического дефекта, центральное место в котором занимает недоразвитие интеллектуальных способностей, на обнаружении признаков отставания в психическом развитии в детском и подростковом возрасте, а также отсутствии прогредиентности, т.е. признаков углубления психического дефекта. С целью определения степени интеллектуального дефекта используют специальные психологические методы оценки интеллекта (см. главу 7). Для уточнения этиологии некоторых форм умственной отсталости требуются дополнительные лабораторные и инструментальные исследования. Дифференцировать умственную отсталость необходимо с состояниями, обусловленными педагогической запущенностью (случаи, когда здоровый ребенок лишен условий для правильного умственного развития) и прогредиентными психическими заболеваниями (в первую очередь с шизофренией и эпилепсией, манифестирующими в раннем детском возрасте).

Социальная реабилитация

Процесс социальной реабилитации является очень важным элементом при лечении заболевания. Реабилитационная программа направляется на трудоустройство пациента с легкой степенью недуга. Существуют специальные заведения, где пациент обучается по школьному курсу, адаптированному под него. После ученик проходит освоение простой профессии.

Если лечение легкой степени было правильным и началось своевременно, существует большая вероятность получить хорошие результаты. Такие люди могут достичь полной самостоятельности, пройдя лечение, а также получить профессию и обзавестись семьей.

В случаях, когда люди с подобным заболеванием не получали необходимого воспитания, реабилитации и помощи врачей, они становятся асоциальными, чрезмерно употребляют алкоголь и могут даже представлять опасность для общества. При средних и тяжелых формах заболевания больному требуется медицинская и социальная помощь, а также обеспечение ухода и контроля состояния здоровья при необходимости.

Причины заболевания

Существует много факторов, которые могут стать провокаторами в развитии умственной отсталости. Среди наиболее распространенных первоисточников патологии выделяют:

  1. Воздействие на организм беременной женщины ядов и химикатов. Опасные вещества вызывают интоксикацию организма, встраиваются в обменные процессы и приводят к их нарушениям. Такое состояние может развиваться под действием некоторых лекарственных препаратов. Если беременная принимает их в дозах, нарушающих допустимые пределы, организм плода страдает в первую очередь.
  2. Инфекционные болезни у будущей матери. К таковым относят грипп, скарлатину, краснуху и другие.
  3. Нарушение обмена веществ, которое повлекло за собой развитие тяжелой формы дистрофии женщины. Вес стремительно снижается, масса плода также становится меньше. Органы и ткани уже не могут на прежнем уровне выполнять свои функции.
  4. Травма плода, возникающая вследствие ушиба, падения или удара в живот будущей роженицы. Часто умственная отсталость становится следствием повреждения новорожденного в процессе родовой деятельности, наложения щипцов.
  5. Отсталость развивается, если организм матери, а также плода был заражен паразитами. Наиболее опасным заболеванием является токсоплазмоз, передающийся от домашних животных (коров, голубей, кошек, собак), а также от мышей и других мелких диких представителей фауны.
  6. Наследственная предрасположенность. Умственная отсталость передается на генетическом уровне. Это заболевание развивается, если имеет место хромосомное заболевание или несовместимость резус фактора крови матери и ребенка.
  7. Воспаление оболочек мозга, возникающее у новорожденного, часто провоцирует легкую или среднюю степень отсталости.
  8. Нарушение обменных процессов белка, фенилкетонурия.
  9. Плохая экология или воздействие радиации.
  10. Вредные привычки одного из родителей – алкоголизм и наркомания. Особенно опасно, если зависимость диагностируется у матери. Обычно такие пациенты не прекращают принимать алкоголь или наркотики, даже узнав о беременности.
  11. Неполноценное питание, которое приводит к отставанию в умственном и физическом развитии.

Терапия этого заболевания возможна при помещении пациентов в стационар психиатрической больницы. Часто они сами не могут выразить желание пройти курс лечения, не осознавая, что действительно больны. Требуется разрешение от родственников или опекунов. Муж, жена, дети, родители подписывают с клиникой договор, в котором описаны права и обязанности каждой из сторон.