Виды и лечение энцефалопатии головного мозга у детей

Энцефалопатией называют невоспалительное диффузное поражение головного мозга, выражающееся в гибели нервных клеток под действием различных факторов: прекращения поступления крови, недостатка кислорода, болезней.

Ошибки воспитания Гиперопека. Про лишнее в воспитании admin Ольга Соколова

Все нормальные родители задумываются о будущем своих детей. Стараются воспитать их так, чтобы ими можно было гордится. Но откуда же тогда берутся маменькины сынки, отморозки, закомплексованные, инфантильные, склонные к депрессиям, невростеники и психопаты? Читайте с главной

Ошибки воспитания Притча о камнях и песке в банке admin Ольга Соколова

Дорогие родители! Прочтите известную притчу. Поделитесь в комментариях: как можно этот образ перенести на воспитание. Что было бы песком, камнями, горошком? Какие открытия для себя получили? В каких повседневных ситуациях вам бы хотелось вспоминать о выводах? Однажды Читайте с главной

Ошибки воспитания Психологическая характеристика на ребёнка admin Ольга Соколова

Психологическая характеристика на ребёнка первоклассника Захар, 7 лет 3 месяца  Уровень развития интеллектуальных способностей — средне- хороший: часть интеллектуальных операций (7 из 14) развиты соответственно возрасту, часть – хорошо (5 из 14), развиты ниже возрастной нормы (2 из 14). Захар способен успешно усваивать общеобразовательную школьную программу. Для обучения по углубленной программе, учитывая повышенную скорость […]

Коррекция и лечение задержки моторного развития

Темповая ЗМР при раннем ее выявлении проходит бесследно, при условии своевременных коррекционных мероприятий. Лечение патологии проводят с использованием лекарственных препаратов и с помощью немедикаментозных средств.

Медикаментозное лечение

Основное направление терапии задержки моторного развития – устранение причины ее возникновения. В качестве медикаментозных средств применяют сосудистые препараты (Винпоцетин, Циннаризин) – они способствуют улучшению трофики коры головного мозга. Популярны в настоящее время ноотропы (Актовегин, Церебролизин), которые повышают устойчивость тканей к гипоксии, стимулируют развитие деятельности нервной системы.

В обязательном порядке назначают витаминные препараты, витамино-минеральные комплексы, общетонизирующие средства (Элькар).

Медикаментозное лечение направлено на стимуляцию развития опорно-двигательной и нервной системы, снятие излишнего напряжения, укрепление организма в целом.

Коррекция и лечение задержки моторного развития

Немедикаментозное лечение

Большое значение в лечении ЗМР играет лечебная физкультура, массаж, развивающие игры. Для профилактики и лечения задержки развития мелкой моторики рекомендованы игры с мелкими предметами, использование специальных устройств и тренажеров.

Общеукрепляющий медицинский массаж направлен на снятие гипертонуса и укрепление скелетных мышц, повышение трофики тканей, снижение напряжения, улучшение кровообращения в различных отделах опорно-двигательной системы.

Комплекс физкультурных мероприятий способствует правильному развитию и формированию моторных навыков, тренирует координацию, исправляет осанку, укрепляет мышцы и приучает их к физиологической нагрузке.

Задержка моторного развития по МКБ 10 относится к классу F82 и имеет благоприятный прогноз. Своевременная диагностика, выявление причин отставания и грамотное лечение приводят к полному выздоровлению ребенка.

Симптоматика детской энцефалопатии

Так как резидуальные и перинатальные изменения головного мозга поражают любой его участок, отвечающий за разные функции и органы, то и признаки патологии могут проявиться по-разному. Выраженность патологических проявлений зависит от:

Симптоматика детской энцефалопатии
  • Места расположения и размеров поврежденной ткани мозга.
  • Главной причины и продолжительности ее повреждающего влияния на мозговые структуры.
  • Сопутствующих болезней или их отсутствия.
  • Возраста пострадавшего и зрелости его нервной системы.
Читайте также:  Что такое телеангиэктазия: симптомы, чем опасна и как лечить?

Специфическими симптомами энцефалопатии у грудничков являются:

  • Слабый сосательный рефлекс.
  • Беспокойность, возбудимость, чуткий сон.
  • Мышечный гипо- или гипертонус.
  • Монотонный плач.
  • Недобор веса.
  • Запрокидывание головы.
  • Срыгивание фонтаном.
  • Заторможенность или, наоборот, гиперактивность.
  • Выпирание или западание родничка.
  • Высокое внутричерепное давление.
  • Страбизм.
Симптоматика детской энцефалопатии

Врожденная энцефалопатия, развивавшаяся еще в утробе либо появившаяся сразу после родов, может выражаться не явно. Болезнь будет ярче проявляться во взрослой жизни, поэтому очень важно начать лечение как можно раньше. Признаки резидуальной энцефалопатии проявляются сонливостью днем, постоянной усталостью, снижением интеллекта.

Кроме этого у ребенка можно встретить такие отклонения:

  • Плохая память.
  • Частые обмороки.
  • Судороги, тики, вздрагивания, замирания.
  • Невнятность речи.
  • Паралич, паркинсонизм.
  • Внезапные головные боли.
Симптоматика детской энцефалопатии

Диагноз «резидуальная энцефалопатия» предполагает нарастание симптоматики, которая приобретает постоянный характер. С каждым днем патология станет проявляться все сильней, что негативно отразится на физическом состоянии и интеллектуальном развитии ребенка.

Важно! Органическое поражение мозга может развиваться сразу из-за нескольких факторов-провокаторов. Поэтому лечение энцефалопатии во многом зависит от того, будут ли они вовремя найдены и максимально устранены. Если не провести диагностику и не начать терапию, то дистрофические изменения в клетках мозга, разрыв связей между нейронами и последующее их разрушение будут прогрессировать и приведут к необратимым отклонениям в ЦНС.

Симптоматика детской энцефалопатии

Классификация, формы и причины

УО является одним из подвидов психического дизонтогенеза. Под этим понятием подразумеваются нарушения ЦНС и психики. Врачи выделяют несколько степеней:

Степень УО IQ Умственный возраст
Легкая 50-69 9-12 лет
Умеренная 35-49 6-9 лет
Тяжелая 20-34 3-6 лет
Глубокая <20 До 3 лет

По МКБ 10 УО легкой степени имеет код F70. Она является самой распространенной и сложной в обнаружении. Дети ведут себя так же, как остальные, а отклонения не так заметны. Многие родители даже не придают им значения. При правильном обучении ребенок или взрослый с легкой отсталостью может учиться, работать, общаться с другими людьми.

Различают две формы отсталости: олигофрения и деменция.

Олигофрения

Отличительной особенностью такой формы является поражение коры головного мозга у ребенка в возрасте до 3-х лет, из-за чего начинается отставание в развитии. Олигофрения разделяется на три вида: дебильность, имбецильность, идиотия.

Легкая умственная отсталость соответствует дебильности. Она в свою очередь разделяется еще на несколько типов:

  1. Неосложненная. Выделяется сниженным уровнем познавательных процессов, при этом эмоциональная составляющая находится в норме.
  2. Осложненная нарушениями различных анализаторов. Вместе с отставанием в интеллектуальном развитии у ребенка наблюдаются вторичные отклонения, проявляющиеся в виде ухудшения слуха и зрения или проблем с речью, когда малыш долго не может научиться говорить.
  3. Осложненная нарушениями нейродинамики. Такой тип дебилизма сопровождается проблемами с координацией движений, что вызвано поражением коры мозга, а также крайне быстрой утомляемостью.
  4. С выраженной лобной недостаточностью. Ребенку, страдающему от этого вида дебильности, сложно ориентироваться в пространстве, у него отсутствует мотивация в поведении и очень вялые руки, разговаривает он шаблонно с подражанием другим людям.
  5. С психопатоподобными формами поведения. Дети, больные таким типом умственной отсталости, очень раздражительны, беспокойны, истеричны. Они не могут ладить со сверстниками, часто дерутся, ругаются. Самоконтроль отсутствует.

Классификация, формы и причины

Олигофрения может возникнуть в первые три года жизни ребенка и зачастую является врожденной. Иногда обнаружить ее удается далеко не сразу, а лишь спустя несколько лет. Именно эта проблема делает лечение более сложным. Причин для ее появления несколько:

  • Инфекционные заболевания, перенесенные матерью, во время вынашивания плода;
  • Несовместимость матери и ребенка по резус-фактору;
  • Родовые травмы у новорожденных;
  • Наследственность, умственная отсталость одного из родителей;
  • Алкоголизм или наркомания родителей.
Читайте также:  Головная боль после химиотерапии: причины и эффективные методы лечения

При правильном подходе к обучению и лечению такого ребенка шансы на нормальную жизнь будут довольно высоки.

Различные заболевания, влияющие на интеллектуальное развитие, могут передаться по наследству. Тогда умственная отсталость может проявиться значительным образом только через несколько лет.

Деменция

Под деменцией понимают органическое поражение мозга человека после рождения и полноценного развития центральной нервной системы. Приобретенные проблемы с интеллектуальной деятельностью, как правило, более серьезны и представляют собой сразу среднюю или тяжелую стадию УО. Однако в некоторых случаях при деменции умственная отсталость имеет легкую степень и может проявляться не так заметно. Приобрести УО человек может по следующим причинам:

  • Травмы головного мозга;
  • Менингит или др. инфекционные заболевания;
  • Шизофрения;
  • Эпилепсия, инсульт.

Деменция проявляется так же, как олигофрения. Разница исключительно в первопричинах и среднем возрасте, когда удается выявить болезнь.

Лечебная физкультура

Физические упражнения при энцефалопатии повышают тонус всего организма, способствуют поступлению кислорода и питательных веществ к мозговым тканям, поддерживают и улучшают двигательные функции, регулируют процессы торможения и возбуждения головного мозга.

Самые подходящие упражнения при энцефалопатии: прогулки в парке, спортивная или скандинавская ходьба, плавание, танцы.

Обязательно в комплекс включены дыхательные упражнения, которые полностью или частично устраняют кислородное голодание.

По теме

  • Энцефалопатия

Чем грозит дисциркуляторная энцефалопатия 1 степени

  • Екатерина Николаевна Кислицына
  • 26 марта 2020 г.

Для поддержания деятельности мозга рекомендуются не только физические, но и умственные нагрузки. Для этого подойдут различные настольные игры, шашки, шахматы, карты.

Для профилактики энцефалопатии сложного генеза важно заниматься спортом, питаться здоровой пищей, избегать вредных привычек травм и отравлений.

Лечение задержки психического развития – ЗПР

Это непростой процесс, но имеющий смысл Данный недуг поддается лечению при грамотном комплексном подходе Задержки психического развития устраняются с помощью слаженной работы педагогов, психологов с одной стороны, а, в первую очередь, конечно же, родителей особенных детей

Медики рекомендуют параллельно давать ребенку лекарственные препараты … Мы же предлагаем вам иной путь – эффективный и безопасный Восполняя нехватку жизненно важных питательных веществ в организме и ограничивая в него поступление токсинов, вы значительно активизируете мозговую активность своего малыша Ткани в организме меняются и начинают выполнять нужные функции, здоровых тканей!

Как правильно это делать, мы рассказываем вам в специальной программе восстановления особых детей Ознакомиться с ее основными принципами можно по ССЫЛКЕ

Воспитание и обучение

Работа с детьми, имеющими умственную отсталость либо отклонения в психическом развития, требует от педагогов и родителей терпения. При работе необходимо всегда учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Основные принципы работы с детьми, имеющими ЗПР либо олигофрению, основанные на выводах Л. С. Выготского:

  1. Предоставление ребенку возможности действовать самостоятельно. Не следует ограничивать ребенка и выполнять все за него: чем больше он будет практиковаться, тем выше будут его результаты и тем быстрее он освоит необходимые навыки.
  2. Предоставление помощи ребенку в тех случаях, когда он однозначно не способен выполнить задание сам. При этом помощь не должна предполагать выполнение всей работы за ребенка. Помощник (родитель, воспитатель, учитель) должен помогать ребенку именно в той сфере, которая дается ему очень плохо, и по возможности подводить его к решению в процессе взаимодействия.

Родителям ребенка с ЗПР часто советуют отдавать его в школу не в шесть-семь лет, а в восемь. Эта рекомендация крайне полезна, поскольку в таком случае у ребенка будет больше возможности подготовиться физически, эмоционально и интеллектуально к школьному обучению.

Читайте также:  кровоизлияние в мозг симптомы причины и последствия

Родители, заботящиеся о ребенке с олигофренией и ЗПР, часто ощущают себя неполноценными, могут чувствовать негативные эмоции по отношению к нему, раздражаться, если он делает что-то не так.

Им важно обратиться к психологу или психотерапевту, если они замечают эти признаки. Специализированная помощь не только улучшит их психическое самочувствие, но и поможет им лучше взаимодействовать с ребенком, что благоприятно скажется на его развитии.

Советы по обучению и воспитанию для родителей:

  1. Избегайте стремления делать все за ребенка. Даже если проще и быстрее сделать все самостоятельно, важно подавить этот порыв и позволить ребенку сделать все самому. Помогайте ему лишь в том, что ему очень сложно выполнить.
  2. Не ожидайте многого. Работа с отстающим ребенком требует огромного терпения, а добиться быстрого улучшения не всегда удается. Важно всегда помнить, что видимые результаты появятся нескоро.
  3. Чаще хвалите. Своевременная похвала поможет ребенку поддерживать мотивацию и улучшит его психическое самочувствие. Если ребенка в семье регулярно ругают и обижают, он развивается гораздо хуже.
  4. Регулярно занимайтесь. Даже если у ребенка есть занятия с замечательными психологами, логопедами и дефектологами, важно поддерживать с ним эмоциональный контакт и прилагать усилия по обучению. К примеру, во время прогулки по городу спрашивайте его о том, какого цвета и какой формы тот или иной объект, объясняйте различия, будьте доброжелательны.

Во время работы с отстающими детьми специалисты организовывают занятия так, чтобы тем было легче усвоить материал.

Для этого они учитывают следующие правила:

  1. Дозированность информации. Дети должны получать такое количество сведений, которое они смогут усвоить.
  2. Большое количество наглядного материала. Детям с ЗПР легче усваивать информацию, поданную в виде изображения или видео, а не словесные сведения.
  3. Частое повторение. Педагогу важно убедиться, что информация усвоена, и только после этого переходить к следующей теме. Но того количества повторений, которого хватает для нормально развивающегося ребенка, ребенку с ЗПР не хватит.
  4. Регулярная смена деятельности. Из-за проблем с усидчивостью и концентрацией отстающим детям сложно заниматься одной и той же деятельностью больше определенного времени.

Игровая деятельность лежит в основе работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Перинатальная форма синдрома

Подобный диагноз пациенту ставится, если присутствует неуточненная энцефалопатия. Данный термин говорит только о том, что поражение «серого вещества» развилось в перинатальном возрасте (с 28 неделе беременности и до 8 дней жизни ребенка).

Перинатальная форма энцефалопатии у малышей может образоваться по различным причинам:

  • вынашивание ребенка во взрослом или раннем возрасте;
  • продолжительное лечение бесплодия, выкидыши и аборты;
  • энцефалопатия у новорожденного зачастую развивается из-за болезней матери, перенесенных ей в период вынашивания ребенка (диабет, порок сердца, гипертония, оперативное вмешательство, недуги почек, некоторые виды гриппа);
  • угроза прерывания беременности;
  • вредные увлечения: употребление спиртных коктейлей, табачных изделий;
  • прием медикаментозных препаратов;
  • токсикозы, влияние радиационного излучения.
Перинатальная форма синдрома

Врожденной формой энцефалопатии можно считать и ту, которая развилась в результате осложнений во время родовой деятельности: травма, медленные или скоротечные роды, отслойка плаценты, узкие бедра у матери и большой размер головы у малыша, неправильное расположение плода.

Резидуально органическое поражение может появиться и в самые первые дни жизни новорожденного, из-за инфекций гнойного характера, гемолитического заболевания или сложного хирургического вмешательства. Во всех этих ситуациях высок риск возникновения гипоксической энцефалопатии.

Перинатальная форма синдрома развивается с 28 неделе беременности и до 8 дней жизни ребенка