Двигательно-волевые нарушения встречаются при разных заболеваниях. Это признак многих синдромов психических расстройств. Если вы столкнулись с данной проблемой, мы возьмем на себя ее решение. Звоните: +7 (495) 023-10-24 .
Диагностика
Пограничное расстройство личности диагностируется при наличии минимум 5 признаков из следующих:
- стремление прилагать чрезмерные усилия, чтобы избежать реального или вымышленного одиночества (демонстративные суицидальные попытки не учитываются);
- склонность включаться в нестабильные и напряженные взаимоотношения, сопровождающиеся крайностями идеализации и обесценивания;
- стабильная и заметная неустойчивость образа «Я» или самоощущения;
- импульсивность, которая как минимум в двух сферах причиняет вред личности (химические зависимости, опасная езда, переедание, трата денег, сексуальная распущенность);
- повторяющееся самоповреждающее поведение, суицидальные попытки, намеки и угрозы;
- эмоциональные качели, вспышки аффектов;
- устойчивое чувство опустошенности;
- агрессивность и частые вспышки гнева или повторяющиеся ситуации, требующие сдерживания гнева;
- периодически возникающие на фоне стресса параноидные идеи или диссоциативные симптомы.
- 3. Синдромы эмоционально-волевых …
- Эмоционально-волевые нарушения как …
- Эмоционально-волевые нарушения у лиц …
- Вейц А. «Дифференциальная диагностика …
Признаки расстройства появляются в молодом возрасте (чаще подростковом), не зависят от ситуации и носят постоянный характер.
Причины
Лабильность эмоционального характера может быть спровоцирована разными факторами.
Физиологические:
- авитаминоз;
- ВИЧ;
- заболевания щитовидной железы, нарушения гормонального фона;
- интоксикация (наркотическая, алкогольная);
- негативное воздействие наркоза на ЦНС;
- нейроинфекции;
- облитерирующий церебральный тромбангиит;
- поражение мозга: эпендимомы, астроцитомы, менингиомы, невриномы, травмы черепа, атеросклероз, энцефалит, дисциркуляторная энцефалопатия;
- скачки давления, инсульт и другие патологии сосудов;
- трудное течение беременности или родов (эклампсия, интоксикация);
- тяжёлые болезни в раннем детстве;
- эпилепсия.
Психологические:
- дефицит или переизбыток внимания;
- недостаток воспитания;
- патологическое невезение;
- постоянный стресс;
- психологические травмы;
- сильные и продолжительные эмоциональные нагрузки;
- тяжёлое детство.
Если лабильность эмоций вызвана серьёзными физиологическими заболеваниями, она требует длительного лечения у невролога, психиатра или психотерапевта. Если причина психологическая, с нарушением справляются психологи.
Эмоционально волевые расстройства
Рождение в семье ребенка с определенными отклонениями от нормального развития – всегда стресс для обоих родителей. Очень хорошо, когда им помогают справиться с проблемой родственники, друзья или специалисты по психологической реабилитации.
Первые признаки нарушения эмоционально-волевой сферы начинают появляться в период активного общения в коллективе сверстников, вот почему не стоит игнорировать любые отклонения в поведении ребенка. Данные расстройства довольно редко отмечаются как самостоятельное заболевание, зачастую они являются предвестниками или составляющими довольно серьезных психических отклонений:
– шизофрения;
– депрессия;
– маниакальный синдром;
– психопатия;
– аутизм.
Снижение интеллектуальной активности у детей проявляется в виде недостаточно полной регуляции эмоций, неадекватным поведением, снижением моральности, низким уровнем эмоциональной окраски речи. Умственная отсталость у таких больных может быть завуалирована неадекватным поведением в крайнем его выражении – апатия, раздражительность, эйфория и т.п.
Основными отклонениями в эмоциональной и волевой сфере у детей являются:
1. Эмоциональная гипервозбудимость.
2. Повышенная впечатлительность, страхи.
3. Моторная заторможенность или гиперактивность.

4. Апатия и равнодушие, безучастное отношение к окружающим, отсутствие сострадания.
5. Агрессивность.
6. Повышенная внушаемость, несамостоятельность.
Мягкая коррекция эмоционально-волевых нарушений
Иппотерапия во всем мире получила массу положительных отзывов как при реабилитации взрослых, так и при реабилитации детей. Общение с лошадью доставляет огромное удовольствие детям и их родителям. Данный метод реабилитации помогает сплотить семью, усилить эмоциональную связь между поколениями, построить доверительные отношения.
Благодаря занятиям иппотерапией у взрослых, детей и подростков нормализуются процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, усиливается мотивация к достижению поставленных целей, повышается самооценка и жизненный тонус.
С помощью верховой езды каждый наездник может научиться управлять своими эмоциями плавно и без надлома со стороны психики. В процессе занятий постепенно снижается выраженность страхов, появляется уверенность в том, что общение с животным необходимо обоим участникам процесса, повышается собственная значимость у замкнутых лиц.
Обученная и все понимающая лошадь помогает детям и взрослым справляться с поставленными целями, приобрести новые навыки и знания, стать более открытыми для общества. Помимо всего, иппотерапия развивает высшую нервную деятельность: мышление, память, концентрацию внимания.
Постоянное напряжение мышц всего тела и максимальная собранность на уроках верховой езды улучшает равновесие, координацию движений, уверенность в собственных силах даже у тех обучающихся, которые не могут принять ни одного решения без помощи посторонних.
Различные виды иппотерапии помогают снизить тревожность и депрессивное настроение, забыть о негативных переживаниях и повысить бодрость духа. При достижении поставленных целей на занятиях позволяют развивать волю и выносливость и сломать внутренние барьеры своей несостоятельности.
Некоторым ученикам настолько нравиться общение с животным, что они с удовольствием начинают заниматься конным спортом в школе для инвалидов. В процессе тренировок и на соревнованиях отлично развивается волевая сфера. Они становятся более напористыми, целеустремленными, улучшается самоконтроль и выносливость.
Спектр нарушений воли и эмоций
К эмоционально волевым нарушениям относятся:
- гипербулия;
- гипобулия;
- абулия;
- обсессивное-компульсивное расстройство.
При общем повышении воли развивается гипербулия, которая способна затронуть все главные влечения. Это проявление считается характерным для маниакального синдрома. Так, к примеру, у человека увеличится аппетит, если он находится в отделении, то будет сразу же съедать пищу, которую ему приносят.
Снижается как воля, так и влечения при гипобулии. В этом случае человек не нуждается в общении, его тяготят посторонние люди, которые находятся рядом. Ему легче наедине. Такие больные предпочитают погружаться в собственный мир страданий. Они не желают заботиться о родных.
- Эмоционально-волевые нарушения у лиц …
- Психиатрия. Основные понятия. Этапы …
- Когнитивные нарушения при сосудистых …
- Глава 7. Эмоционально-волевая сфера
Когда происходит снижение воли, то это свидетельствует об абулии. Такое расстройство считается стойким, а совместно с апатией составляется синдром апатико-абулического характера, который, как правило, проявляется в период конечного состояния шизофрении.
При обсессивном влечении у больного возникают желания, которые он способен контролировать. Но когда он начинает отказываться от своих влечений, то это порождает в нем серьезное переживание. Его преследуют мысли о потребности, которая не была утолена. К примеру, если у человека есть страх загрязнения, то он будет стараться не так часто мыть руки, как ему хочется, однако это будет заставлять его мучительно думать о собственной потребности. А когда на него никто не будет смотреть, то помоет их тщательно.
Статья в тему: Народные средства при климаксе от приливов
К более сильным чувствам относится компульсивное влечение. Оно настолько сильное, что сравнивается с инстинктами. Потребность становится патологической. Ее положение доминирующее, поэтому внутренняя борьба прекращается очень быстро и человек сразу же удовлетворяет свое желание. Это может быть грубым асоциальным поступком, за которым последует наказание.
Диагностика волевых и двигательных расстройств
Для оценки невербального поведения (двигательной функции) и волевой активности применяют такие методы исследования, как этология и рефлексология. Методика этологии заключается в том, что по каналам коммуникаций записывают этограммы. Используют следующие каналы:
- Визуальный;
- Аудиальный;
- Ольфакторный;
- Социальный;
- Тактильный.
Визуальный канал фиксирует изменения мимики, позы, двигательных перемещений, жестов и манипуляций. На аудиальном канале проводится запись аудиограмм и сонограмм. Социальный канал регистрирует системы связи между членами общества (обмен, дарение, агрессивность или доминантность). Ольфакторный канал изучает феромоны; тактильный – частоту и зоны прикосновений к себе и другим людям. Каналы могут записываться по отдельности или в качестве партитуры, то есть параллельно.
Если вам или вашему близкому необходима помощь при двигательно-волевых нарушениях — свяжитесь с нами. Агентство Меднави работает с ведущими клиниками Москвы и зарубежья и осуществляет госпитализации и обследования. Для консультации позвоните нам: +7 (495) 023-10-24.
Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте
В дошкольном возрасте к указанным выше симптомам, могут добавиться неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности. В школьном возрасте эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки.
Важно понимать, что о существовании нарушений стоит судить не по наличию единичного признака, который может быть реакцией ребёнка на конкретную ситуацию, а по совокупности нескольких характерных симптомов.
Основные внешние проявления выглядят следующим образом:

Проявление эмоций родители наблюдают с самого начала жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает, что ему хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.
В дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.
По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.
Основными причинами нарушений являются:
- перенесённые стрессы;
- отставание в интеллектуальном развитии;
- недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
- социально-бытовые причины;
Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов. Ярким примерами таких точек взросления могут быть кризисы «Я сам» в возрасте трёх лет и «Кризис переходного возраста» в подростковом периоде.
Для коррекции нарушений важно своевременное и правильное диагностирование с учётом причин развития отклонений. В арсенале психологов целый ряд специальных методик и тестов для оценки развития и психологического состояния ребёнка с учётом его возрастных особенностей.
Для дошкольников, как правило, применяются проективные методики диагностики:
- тест по средствам рисунка;
- цветовой тест Люшера;
- опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН);