Как родителям справится с агрессией у 3 летнего ребенка?

Проявляется агрессия по-разному, все зависит от степени раздражения человека, его качеств характера и ситуации. Разделяют несколько проявлений такого поведения, которые мы рассмотрим подробно.

Как помочь преодолеть ребенку лет гиперактивность и приступы агрессии?

Оказание помощи таким детям должно носить комплексный характер и объединять различные методы нейропсихологической и психолого-педагогической коррекции.

Часто родители не понимают природу поведения своих гиперактивных детей. Их начинают раздражать постоянные проблемы ребенка с успеваемостью и дисциплиной. Если родители обратились за психологической консультацией по поводу гиперактивности ребенка, то ему надо быть готовым к тому, что специалист в большой степени будет работать не с самой гиперактивностью, а с ее психологическими причинами. Психолог поможет установить причины гиперактивности и агрессивного поведения ребенка, выявить и нейтрализовать супружеский конфликт, определить оптимальный стиль воспитания ребенка, дать ряд полезных рекомендаций, которые помогут скорректировать его поведение.

Поступки и действия родителей, прежде всего, должны соответствовать предъявляемым к ребенку требованиям, а воспитательный процесс должен включать единые требования и личный пример обоих родителей — лишь в этом случае будет наблюдаться правильное и гармоничное развитие.

В свою очередь, комплексная нейропсихологическая коррекция способствует стабилизации и развитию функциональных структур мозга. Каждый ребенок уникален, и именно поэтому при выборе коррекционно-развивающей программы нейропсихологи опираются на индивидуальную и возрастную нормы развития. Коррекция проводится с учетом сильных и слабых сторон ребенка, от простого к сложному, от неудачи к успеху, в соответствии с поставленными целями и задачами. Часто коррекция детской гиперактивности и приступов агрессии строится на выполнении специальных упражнений, а работа со специалистом проводится в игровой форме.

Гиперактивность и приступы агрессии у ребёнка в 7 лет 3 (60%) 5 голосов

Механизм и причины появления раздражительности

Злость, гнев — психологическая реакция человека на ситуацию, которая его не устраивает. Если негативные эмоции не нашли выхода и были подавлены, то они обязательно проявят себя в виде раздражительности, вспышек агрессии или болезненных проявлений и появления хронических патологий.

Например, если сотрудник на работе чувствует постоянное давление начальства, то это приведет к нервному истощению, снижению иммунитета и выйдет наружу в виде болезни сердца, почек, дыхательной системы, пищеварительного тракта и т.п. В подобной ситуации самым правильным решением будет обращение к психологу или психотерапевту, который точно разберется в причинах раздражительности и назначит лечение.

Специалисты выделяют психологические и медицинские причины нервозности и вспышек гнева. К психологическим причинам относятся:

  • Постоянные стрессы, страхи;
  • Переутомление, синдром хронической усталости;
  • Алкогольная и никотиновая зависимости;
  • Недостаток сна.

Основные физиологические причины нервозности:

  • Нехватка витаминов и микроэлементов в организме;
  • Чувства голода;
  • Гормональный дисбаланс, часто проявляется в период ПМС, полового созревания и менопаузы;
  • Болезни щитовидной железы;
  • Сахарный диабет;
  • Высокий уровень холестерина;
  • Болезни желудочно-кишечного тракта;
  • Воспалительный процесс в печени;
  • Инсульт;
  • Патологии головного мозга и нервной системы.

Как родителям избежать ошибок

Прежде всего, родителям не стоит паниковать и понимать, что сама по себе агрессия – явление вполне нормальное. Ведь для постоянной борьбы с трудностями, отстаивания своего «места под солнцем», защиты себя и своих близких определенная настороженная реакция просто необходима! И такого рода агрессия в обществе является не только социально приемлемой, но и поощряемой! Главное, чтобы дошкольник умел контролировать свои проявления, а пока он этого не умеет, то научить его этому — обязанность родителей.

Противоположностью является агрессия, которая приводит к конфликтам и служит причиной ухудшения отношений с родными и окружающими. Именно с такой враждебностью и необходимо… нет, не бороться – а помочь ребенку понять как справиться с ней, перевести в форму, которая приводит к достижениям и поможет найти свое место в любом коллективе.

Связь расстройств и возраста

У детей психофизическое развитие происходит постепенно, разделяется на этапы:

  • ранний — до трех лет;
  • дошкольный – до шестилетнего возраста;
  • младший школьный – до 10 лет;
  • школьно-пубертатный – до 17 лет.

Критическими периодами считаются временные отрезки при переходе к следующему этапу, для которых характерно бурное изменение всех функций организма, в том числе и нарастание психической реактивности. В это время дети наиболее подвержены нервным расстройствам или утяжелению присутствующих патологий психики. Возрастные кризы приходятся на 3-4 года, 5-7 лет, 12 -16 лет. Какие особенности свойственны каждому этапу:

  • До года у малышей вырабатываются положительные и отрицательные ощущения, формируются начальные представления об окружающем мире. В первые месяцы жизни расстройства связаны с потребностями, которые ребенок должен получать обязательно: еда, сон, комфорт и отсутствие болезненных ощущений. Кризис 7-8 месяцев знаменуется осознанием дифференциации чувств, узнаванием близких и формированием привязанности, поэтому ребенку требуется внимание матери и членов семьи. Чем лучше родители обеспечивают удовлетворение потребностей, тем быстрее формируется положительный стереотип поведения. Неудовлетворение вызывает негативную реакцию, чем больше накапливается невыполненных желаний, тем тяжелее депривация, которая впоследствии приводит к агрессии.
  • У детей 2 лет продолжается активное созревание мозговых клеток, появляется мотивация поведения, ориентировка на оценку взрослыми, происходит идентификация положительного поведения. При постоянном контроле и запретах невозможность самоутверждения приводит к пассивному отношению, развитию инфантилизма. При дополнительных стрессах поведение принимает патологический характер.
  • Упрямство и нервные срывы, протесты наблюдаются в 4 года, психические нарушения могут проявляться в перепадах настроения, напряженности, внутреннем дискомфортном состоянии. Ограничения вызывают фрустрацию, психическое равновесие ребенка нарушается вследствие даже незначительного отрицательного влияния.
  • В 5 лет нарушения могут проявляться при опережении психического развития, сопровождающегося дисинхронией, то есть появляется односторонняя направленность интересов. Также внимание следует обратить, если ребенок утратил навыки, приобретенные раньше, стал неопрятным, ограничивает общение, у него снизился запас слов, малыш не играет в ролевые игры.
  • У семилеток причиной неврозов выступают занятия в школе, с началом учебного года нарушения проявляются в неустойчивости настроения, слезливости, усталости, головных болях. В основе реакций лежит психосоматическая астения (плохой сон и аппетит, пониженная работоспособность, страхи), утомляемость. Фактор срыва – несоответствие умственных возможностей школьной программе.
  • В школьном и подростковом периоде расстройства психики проявляются в беспокойстве, повышенной тревожности, меланхолии, колебаниях настроения. Негативизм сочетается с конфликтностью, агрессией, внутренними противоречиями. Дети болезненно реагируют на оценку окружающими их способностей, внешности. Иногда отмечается повышенная самоуверенность или, наоборот, критичность, позерство, пренебрежительное отношение к мнению учителя и родителей.

Нарушения психики следует отличать от аномалий постшизофренического дефекта и деменции, следующей из-за органического заболевания мозга. В этом случае дизонтогенез выступает как симптом патологии.

Нервозность, раздражительность и агрессия у женщин — лечение и способы борьбы

О женской эмоциональности и впечатлительности известно всем, гораздо меньше внимания привлекает такая проблема как женская агрессия.

Такое поведение традиционно осуждается обществом и женщины предпочитают «давить» в себе негативные эмоции, «выплескивая» их на самых близких: свою семью, мужа или детей.

Как же справиться с раздражительностью и агрессией у женщин и нужно ли пытаться бороться с этими чувствами?

Какие бывают причины нервозности и агрессии?

Внезапно состояние нервозности наступить не может. Этому могут способствовать различные причины, которые связаны с физиологическим или психологическим состоянием. Выявить причину нужно для того, чтобы определить оптимальный способ лечения нервозности.

Психологические причины

Наиболее частыми психологическими причинами подобного состояния принято считать:

  • различные стрессовые ситуации (причем они необязательно должны быть негативными, свадьба или вручение награды тоже может привести к нервозному состоянию);
  • хроническое недосыпание;
  • депрессия;
  • хроническая усталость;
  • тревожность.
Читайте также:  Вялотекущая шизофрения отличие от невроза. Неврозоподобная шизофрения

Вызвать раздражительность способны и ситуации, на которые спокойный человек мог бы и не обратить внимание. Эмоциональный всплеск может быть реакцией на стук молотка или громкую музыку.

Причиной может быть и подавление эмоций. При отсутствии выхода переживаний нервозность формируется длительное время, при этом нарастает и напряжение внутри, образуется “пар”, который рано или поздно вырвется наружу. В давние времена таких людей называли “желчными”, а все потому, что повышенная раздражительность у них может приводить к нарушениям работы желчевыводящих путей.

Проблема может усугубиться способностью накапливать раздражительность, что приводит к развитию более стойких невротических состояний, требующих лечебного вмешательства.

Физиологические причины

Нервная система тесно связана с эндокринной. Это значит, что даже малейшие нарушения в работе последней могут привести к расстройствам психического состояния. Чаще всего это касается нервозности вследствие гормональных нарушений.

Нервозность, раздражительность и агрессия у женщин — лечение и способы борьбы

Причиной могут стать и заболевания пищеварительного тракта, и дефицит питательных веществ, минералов и витаминов, которые нужны для полноценного функционирования нервных клеток.

Патологические причины

Повышенная раздражительность может быть симптомом нарушений центральной нервной системы человека. Выделяются патологии:

  • органические: к ним относится деменция (пониженная познавательная деятельность, потеря ранее приобретенных знаний и навыков), посттравматическая энцефалопатия;
  • функциональные, например, вегетососудистая дистония, тиреотоксикоз (гиперфункция щитовидной железы, которая сопровождается снижением массы тела, повышением АД, потливостью).

Кроме того, к патологическим причинам нервозности относят и разного рода интоксикации.

Заболевания, при которых бывает повышенная разражительность

Часто сильная раздражительность является следствием различных психических заболеваний. В список подобных болезней входит:

  • депрессия (данный диагноз должен поставить врач, просто плохое настроение депрессией не является);
  • эпилепсия;
  • неврозы (совокупность длительных психогенных и функциональных обратимых расстройств);
  • истерия (психическое расстройство, которое может проявляться нарушениями функциональности различных систем организма);
  • шизофрения;
  • психозы (нарушение психического состояния, при котором наблюдается расстройство психической деятельности, противоречащей реальности).

Привести к подобным нарушениям могут вредные привычки (чаще всего алкоголизм, наркомания, игромания).

Легкая возбудимость, раздражительность, быстрая утомляемость в сочетании с депрессией представляют собой симптоматику, которая именуется “малые признаки рака желудка”. Обращение внимания на эти признаки позволяет определить онкологию на ранней стадии.

Приём витаминов

Данная симптоматика свидетельствует о плохом иммунитете в организме, так как защитная функция значительно слабла, что привело к возникновению такого состояния. Для того чтобы укрепить организм можно некоторое время принимать специальные витаминные комплексы.

При этом в данном вопросе необходимо проконсультироваться с лечащим врачом, так как после проведения обследования он подберёт наиболее подходящий и эффективный препарат. Также, можно разнообразить собственный рацион питания и употреблять большое количество разнообразных овощей и фруктов с содержанием незаменимых микроэлементов и полезных веществ.

Агрессивное поведение поддается корректировке

Родителям и педагогам важно показать агрессивному ребенку, как точно оценивать свое эмоциональное состояние и вовремя реагировать на сигналы, которые подает тело. Верно расшифровывая его послания, ребенок сможет контролировать свои эмоции и предотвращать конфликты. При воспитании агрессивных детей работа родителей и учителей ведется по трем направлениям:

ИНТЕРЕСНО: какие существуют книги по психологии и по воспитанию детей?

  1. консультации и обучение проблемных ребят конструктивному поведению, приемлемым способам выражения гнева;
  2. помощь в освоении методики, которая позволяет владеть собой во время вспышек гнева;
  3. формирование способности к сочувствию и сопереживанию.

Коррекция поведения приведет к положительному результату только при систематической работе с ребенком Непоследовательность и невнимательное отношение к детским проблемам могут лишь ухудшить ситуацию. Терпение, понимание, регулярная отработка навыков общения с окружающими – вот что поможет родителям снять агрессивность сына или дочери.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Читайте также:  Бывает ли деменция у молодых людей и детей

Методики борьбы с агрессией у детей

Первый шаг к победе над агрессией – это умение выразить свои эмоции словами.

В этом сложном деле не обойтись без помощи взрослых.

Видя, что малыш выходит из себя, следует спокойно и доброжелательно объяснить ему причины его гнева, показать своё сочувствие и участие.

Например: «Ты злишься, потому что не успел закончить свой рисунок. Но ты можешь доделать его дома, а завтра покажешь нам результат». Со временем дети учатся и сами озвучивать свои переживания.

Для словесного выражения проблемы существует методика «Камушек в ботинке». Учитель или родитель должен провести параллель и объяснить правила: «Попадал ли когда-нибудь вам в ботинок камушек? Помните это неприятное чувство, когда он сначала почти незаметен, а потом начинает всё больше натирать и царапать ногу. И если его сразу не вытряхнуть, то можно даже натереть мозоль. А когда вы снимете ботинок, вы удивитесь, какой он маленький и незаметный, этот злополучный камушек. Так и наши переживания.

Методики борьбы с агрессией у детей

Даже самая маленькая и незаметная обида будет нас злить и причинять боль, пока мы о ней не расскажем». Детям предлагается сравнивать все свои неприятности с камушком. И чтобы рассказать о них, использовать стандартную фразу: «У меня камушек в ботинке». Далее излагать, что же именно является этим камушком: толкнул одноклассник, расплелась косичка, не успел выйти к доске, и т. д. В такой игровой форме гораздо проще говорить о своих проблемах.

Учить ребёнка выражать агрессию мирными способами. Существует много методик управления гневом:

  1. «Подушка для битья», или «мешочек для крика», которые приходят на помощь рассерженному малышу.
  2. Отличным помощником может стать и юмор. Детям обязательно понравится игра «Обзывалки». Суть игры заключается в том, чтобы придумывать друг другу смешные безобидные обзывательства. Можно использовать слова на одну тему: овощи, фрукты, предметы одежды, посуда и другие. И возможно, в конфликтной ситуации детям захочется так же пошутить вместо того, чтобы оскорблять оппонента.

Детская агрессия приносит много переживаний и самому ребёнку, и его близким. И справиться с ней в одиночку невозможно. Но если рядом с ребенком будут любящие, внимательные близкие люди, он сможет преодолеть любые трудности.

Вербальная агрессия

Практически каждый сталкивался с такой формой агрессии. Вербальная агрессия является самой распространенной и явной. Во-первых, меняется тональность голоса говорящего: он переходит на крик, повышает голос, делает его более грубым. Во-вторых, меняется контекст того, что произносится.

Психологи отмечают многие формы вербальной агрессии. Человек же в повседневной жизни сталкивается с такими ее проявлениями:

  1. Оскорбления, угрозы, шантаж.
  2. Клевета, распускание сплетен.
  3. Молчание в ответ на вопросы человека, отказ от общения, игнорирование реплик.
  4. Отказ от защиты другого человека, которого критикуют.

До сих пор остается вопрос, является ли молчание способом агрессии. Здесь нет однозначного ответа. Все зависит от причин молчания того человека, который совершает данное действие. Если молчание происходит с сопутствующими агрессивными эмоциями, злостью, нежеланием говорить, поскольку может нагрубить, тогда речь идет о вербальной агрессии пассивного характера. Однако если человек молчит, потому что не услышал либо не заинтересован в теме беседы, поэтому желает ее перевести на другую тему, сохраняет спокойствие и доброжелательное расположение духа, тогда ни о какой агрессии речи не идет.

В силу социального строя и морали, которая наказывает всех, кто проявляет физическую агрессию, люди вынуждены пользоваться единственным способом ее проявления – словами. Открыто агрессия выражается в конкретных угрозах, оскорблениях и унижении личности другого. Скрытно агрессия проявляется путем гонения и давления на человека, например, распусканием сплетен. Хоть данные виды словесной агрессии являются неприемлемыми, однако за них человека не лишают свободы. Вот почему люди продолжают использовать данный вид как способ коммуницирования с теми, кем они недовольны.