Когда слова теряют смысл, или что такое акустико-мнестическая афазия

Острое нарушение мозгового кровообращения, что в народе называют инсультом, является одним из самых распространенных неврологических заболеваний. Афазия Брока – клиническое проявление инсульта, при котором человек не способен синтезировать речь. Нарушение кровотока – не единственная причина возникновения данного вида афазии, но точно наиболее распространенная.

Похожие работы

  • статья Гендерная специфика проявления виктимности в юношеском возрасте
  • контрольная Предмет, задачи, структура социальной развития социальной научного исследования в социальной психологии
  • курсовая Опыт решения социальных проблем в зарубежных странах
  • статья Классификация афазий
  • реферат Специфика агрессивного поведения в интернете
  • Теории личности в зарубежной психологии 2
  • учебное пособие В зарубежной социологии социальные конфликты классифицируются по вертикальным и горизонтальным уровням
  • контрольная стратификация заключенных в зарубежной криминальной субкультуре
  • статья Исследования малых групп в зарубежной социальной психологии
  • учебное пособие История возникновения и развития гендерных исследований в зарубежной и отечественной психологии 2
  • практика Специфика работы психолога в условиях общеобразовательной школы
  • диссертация Практика реализации процесса тьюторского сопровождения в зарубежном и отечественном высшем образовании: сравнительный анализ
  • дипломная Влияние образа родительской семьи на специфику семейных отношений в браке

АФАЗИЯ

– расстройство уже сформировавшейся речи, возникающее у людей с сохраненным артикуляционным аппаратом и достаточным слухом, при котором частично или полностью утрачивается возможность активно пользоваться речью для выражения мыслей и чувств и понимать услышанную речь. Нарушение процесса произнесения слов называется моторной, экспрессивной афазией, нарушения восприятия речи — импрессивной сенсорной афазией. Центр моторной речи располагается в задних отделах нижней лобной извилины доминантного полушария, а центр импрессивной сенсорной речи — в задних отделах верхней височной извилины того же полушария (доминантного).

Различают три формы нарушений экспрессивной речи: афферентная, эфферентная и динамическая моторная афазия.

АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ возникает при повреждении постцентральных отделов доминантного полушария большого мозга, обеспечивающих кинестетическую основу движений артикуляторного аппарата. Нарушено произнесение отдельных  звуков. Больной затрудняется в артикуляции, особенно так называемых гоморганных звуков, сходных по месту (например, переднеязычные: «т», «д», «л», «н») либо по способу (щелевые: «ш», «з», «щ», «х») образования. Нарушаются все виды устной речи (автоматизированная, спонтанная, повторная, называние), а также письменная речь (чтение и письмо). Нередко афферентная моторная афазия сочетается с оральной апраксией.

ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ возникает при повреждении нижних отделов премоторной зоны, области Брока. В отличие от афферентной моторной афазии артикуляция отдельных звуков не нарушена. Дефект касается процессов переключения с одной речевой единицы (звук, слово) на другую. Произнося хорошо отдельные речевые звуки, больной затрудняется в произнесении серии звуков либо фразы. Продуктивная речь заменяется персеверациями, а в тяжелых случаях представлена речевым эмболом.

Другой особенностью речи является так называемый телеграфный стиль: речь состоит, в основном, из существительных, содержит очень мало глаголов. Возможна сохранность непроизвольной, автоматизированной речи, пения. Нарушаются чтение, письмо и называние предметов.

ДИНАМИЧЕСКАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ возникает при поражении префронтальных отделов, области, находящейся кпереди от зоны Брока. Центральный дефект этой формы афазии — нарушение активной произвольной продуктивной речи. При этом репродуктивная речь (повторная, автоматизированная) сохранена. Больной не может активно высказать мысль, задать вопрос. При этом он хорошо артикулирует все звуки, повторяя отдельные слова и предложения, правильно отвечает на вопросы.

При  всех видах моторной  афазии больной понимает обращенную к нему речь, выполняет все задания, но сам говорить не может или говорит с резким дефектом.

Нарушения импрессивной речи проявляются двумя основными формами: сенсорной и семантической афазией.

СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ (ВЕРНИКЕ) возникает при поражении коры левой височной доли (средние и задние отделы верхней височной извилины — зоны Вернике). Больной воспринимает речь как шум или разговор на неизвестном ему языке. Он не понимает обращенной к нему речи, не выполняет заданий (закрой глаза, покажи язык и т.д.). Больной говорит много и быстро (логорея), его речь непонятна для окружающих, отмечается много парафазий (искаженное, неточное употребление слов). Часты повторения одних и тех же слов или слогов (персеверация). Расстраивается письмо, например написание таких слов, как «забор», «собор», «запор».

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ — возникает при поражении левой теменно — височной области у правшей, при которой нарушено понимание смысла — предложений, выраженного с помощью сложных логико-грамматических конструкций. Такой больной не понимает речевых формулировок, отражающих пространственные отношения, выраженных с помощью предлогов (круг под квадратом). Для него недоступен смысл сравнительных конструкций (например, волосы у Лены темнее, чем у Оли, но светлее, чем у Кати. У кого самые светлые волосы?), возвратных конструкций (лиса съела курицу, курица съела лису), атрибутивных конструкций («брат отца», «отец брата»).

АМНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ -развивается при поражении нижних и задних отделов теменной и височной областей. Характеризуется забыванием названия предметов, имен. Речь больного насыщена глаголами, но в ней мало имен существительных. Больной  объясняет, что делают показываемым предметом, но не может его назвать.

Читайте также: 

ТОТАЛЬНАЯ АФАЗИЯ — утрачивается речь во всех ее проявлениях. Это наблюдается при обширном поражении левого полушария от зоны Брока до зоны Вернике.

Проводниковая афазия возникает при крупных очагах поражения в белом веществе полушарий коры головного мозга. Причинами афазии являются сосудистые поражения мозга, энцефалиты, травмы, опухоли головного мозга. Лечение направлено на заболевание, вызвавшее афазию.

Динамическая афазия – отличия от других типов расстройства

Динамическая афазия – это нарушение способности вербального выражения. Человек не может выражать свои мысли, составлять предложения. Спонтанная речь сводится к односложным ответам. Нарушенное понимание более сложных предложений, но проблемы с именами или повторениями отсутствуют. Также учитывается расширение очага поражения, следовательно, усиливается влияние на интеллектуальные способности человека.

Отличия между отдельными типами расстройства обусловлены пораженными участками мозга. При конкретном типе афазии поражается определенный блок и зона.

Динамическая афазия – отличия от других типов расстройства

Мозг имеет 3 функциональных блока, обеспечивающих сложные психические процессы:

  1. 1 блок. Регулирование сознательного состояния. Играет роль в управлении бодрствованием, сознанием. Его поражение напрямую связано с опасными для жизни условиями.
  2. 2 блок. Участвует в получении, обработке и хранении информации, получаемой извне через органы чувств (зрительные, слуховые, кинетические).
  3. 3 блок. Обеспечивает большую часть исполнительных процессов, планирование и осуществление деятельности организм. Этот блок регулирует и контролирует психическую деятельность, отвечает за последовательность действий.

Зональное разделение включает 3 зоны:

  1. Первичная зона. Служит для получения импульсов и информации от органов чувств.
  2. Вторичная зона. Обрабатывает информацию, полученную из первичной проекционной зоны, затем передавая ее в третичную зону.
  3. Третичная зона. Это область символических процессов, оперирующая словесным значением, сложными грамматическими и логическими структурами, числовой системой, абстрактными отношениями.
Динамическая афазия – отличия от других типов расстройства

Отдельные блоки в процессе развития дифференцируются постепенно. Предпосылка к нормальному развитию — не пораженные первичные зоны, из которых исходит развитие других зон. В психологической активности человека ведущую роль играет доминирование третичной зоны.

Характерные отличия динамической афазии от других типов расстройства (в соответствии с поражаемыми блоками, зонами, присутствующей симптоматикой) описаны в таблице:

Тип афазии Динамическая Эферентная моторная Афферентная моторная
Основные признаки Неспособность вербального выражения Нарушение артикуляции Нарушение членораздельной речи
Вторичные признаки Недостаточное повторение Влияние на беглость движения при чтении и письме Расстройство артикуляции гласных
Локализация Прецентральная Прецентральная Постцентральная
Блок III III II
Зона Третичная Вторичная Вторичная
Тип афазии Сенсорная Акустико-амнестическая Семантическая
Основные признаки Нарушение понимания Расстройство артикуляции Нарушение грамматической структуры
Вторичные признаки Расстройство фонематического слуха Неспособность запомнить слова или слоги Искаженное исчисление и ориентация в пространстве
Локализация Постцентральная Постцентральная Постцентральная
Блок II II II
Зона Вторичная Вторичная Третичная
Динамическая афазия – отличия от других типов расстройства

Очаги поражения при динамической афазии

Расстройство появляется вследствие поражения следующих частей головного мозга:

  1. Кортикальная область – место поражения находится преимущественно в лобной доле, на теменной и лобно-височной границе.
  2. Блок – III.
  3. Зона – третичная.

Семантическая афазия

Центральным механизмом (фактором) нарушения понимания речи здесь является нарушение симультанного (одновременного) пространственного восприятия, а центральным дефектом – нарушение понимания логико-грамматических конструкций.

Диагностика семантической афазии, отграничение ее от ак-стико-мнестической и амнестической афазии является не всегда легкой задачей. К тому же, встречается она в клинике очаговых поражений головного мозга достаточно редко.

Спонтанная и диалогическая речь у больных этой группы обычно в полном объеме, не обедненная, хотя иногда может иметь место упрощение синтаксиса. Произносительные нарушения отсутствуют, речь выразительная. Автоматизированная речь не страдает.

Отраженная речь сохраняется, нарушения иногда возникают при повторении длинных и сложных по структуре предложений.

Номинативная функция речи (называние) в целом сохранена, но может в той или иной степени нарушаться, однако, в отличие от других форм афазии, забытое слово легко вспоминается при подсказке и при этом не искажается и редко заменяется другим.

Сохранность номинации сочетается с достаточно выраженными затруднениями повествовательной речи. Дефектен пересказ коротких текстов. Больные не всегда понимают прочитываемые ими и короткие и простые тексты, не улавливают детали или забывают их. Пересказы часто состоят из обрывков предложений, отсутствуют связи как внутри предложений, так и между ними, имеют место ошибки в согласовании, пропуски предлогов и связок.

С наибольшей отчетливостью неполноценность импрессивной речи проявляется в нарушении понимания и оперирования сложными грамматическими категориями, которые отражают дефекты сложных форм пространственного и временно-пространственного анализа.

Больные с этой формой афазии не понимают или плохо понимают предлоги и наречия места, отражающие пространственные взаимоотношения между объектами, сравнительные и переходные конструкции, временные отношения, конструкции родительного падежа, инвертированные конструкции, где порядок слов расходится с порядком мысли.

Нарушения понимания не зависят от того, читает ли больной вслух или про себя. Эти нарушения отражают особенности устной речи: затруднения в оценке структуры восприятия со слуха предложений, нарушения понимания и употребления предлогов, наречий, служебных слов, местоимений.

Семантическая афазия

Отдельные слова вне контекста прочитываются с нормальной скоростью и хорошо понимаются, тогда как чтение предложений вслух и про себя осуществляется замедленно. Больные с семантической афазией сохраняют способность к аналитическому и глобальному чтению.

Аналитический способ становится ведущим в случаях затруднений узнавания слова “в лицо”. Опора на глобальное чтение связана с вероятностным прогнозированием. Ограничение вероятностного прогнозирования замедляет чтение, вынуждает больных чаще, чем в норме, прибегать к послоговому и даже побуквенному чтению.

Читайте также:  Как отличить эмоциональное выгорание от стресса и не сгореть на работе

И вместе с тем текст, воспринимаемый со слуха, понимается хуже, чем при чтении, так как больной имеет возможность по мере необходимости возвращаться к уже прочитанному. Письмо при семантической афазии грубо не нарушается.

Больным труднее сложить слово из букв разрезной азбуки, чем записать его, что тоже может свидетельствовать о неполноценности зрительно-пространственного гнозиса, неумения расположить буквы в определенной последовательности.

Все вышеуказанные нарушения речи при семантической афазии сочетаются с выраженными апракто-агностическими нарушениями, типичными для теменного поражения: нарушениями право-левой ориентировки, праксиса позы, схемы тела, конструктивного и идеаторного праксиса.

Всех больных затрудняет ориентировка в географической карте и выполнение заданий “поставить заданное время на макете часов”. У некоторых больных обнаруживается также акалькулия в виде непонимания разрядного принципа организации чисел и затруднения счетных операций.

Наблюдается у больных и грубое нарушение рисунка, даже при его копировании (срисовывании).

Преимущественная локализация очагов поражения при семантической афазии – область надкраевой извилины теменной доли левого полушария.

Патогенез

У людей, страдающих акустико-мнестической афазией, нарушается слухоречевая память. Предположительно, это происходит из-за чрезмерной тормозимости слухоречевых следов.

Т.е., следовая деятельность не нарушается (следы фиксируются, не забываются), а притормаживается, заглушается дальнейшей информацией. Повторить отдельное слово больному легче, чем серию. Кроме того, у человека снижается объем слухоречевой памяти, что усугубляет ситуацию.

Часто при поражении 37 поля Бродмана нарушается его связь со структурами затылочной доли, которые несут на себе оптико-гностическую нагрузку, т.е. отвечают за зрительное и познавательное восприятие, отсюда и возникает акустико-мнестическая афазия.

Симптомы

Клиническая картина зависит от формы дисфазии.

  1. Акустико-гностическая. Возникает после поражения височной коры доминантного полушария. Характеризуется нарушением понимания речи. Ребенок слышит диалог не как набор очерченных слов, а совокупность бессмысленных звуков. Часто комбинируется с нарушением счета, чтения и письма.
  2. Амнестическая форма. Возникает при поражении задней области височной доли. В основе амнестической дисфазии – нарушение слуховой и речевой памяти и нарушение номинативной функции, когда малыш забывает наименование предмета или явления и пытается описать его словами.
  3. Афферентная моторная дисфазия. Возникает после повреждение нижней лобной извилины сзади доминантного полушария. В основе – нарушение иннервации мышц, отвечающих за артикуляцию. Речь становится трудно разборчивой, при тяжелых нарушениях – нечленораздельной.
  4. Эфферентная моторная афазия. Возникает после повреждения задней области лобного участка доминантного полушария. Эфферентная дисфазия отличается тем, что ему трудно сформировать речь и правильно выстроить ее структуру, последовательность.
  5. Динамическая форма. Диагностируется у подростков. Возникает при поражении задних структур лобной доли. Симптомы – повышенная продукция речи и преобладание в ней речевых шаблонов. Это проявляется тем, что малыша кроме стереотипных бытовых фраз ничего не произносит, а на вопросы отвечает максимально коротко – «да» или «нет».

Диагностика афазии

Диагностика, восстановительное лечение и обучение пациентов с афазией проводится командой специалистов неврологов, нейропсихологов, логопедов. Для выяснения непосредственных причин афазии и локализации очага поражения выполняется КТ или МРТ головного мозга, МР-ангиография, УЗДГ сосудов головы и шеи, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, люмбальная пункция.

Обследование речи при афазии включает диагностику устной речи (экспрессивной и импрессивной); диагностику письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание прочитанного). Нейропсихолог, работающий с больными афазией, проводит диагностику слухоречевой памяти и других модально-специфических форм памяти (зрительной, двигательной), праксиса (орального, мимического, кистевого, пальцевого, сомато-пространственного, динамического), зрительного гнозиса, конструктивно-пространственной деятельности, интеллектуальных процессов.

Проведение комплексной диагностики позволяет дифференцировать афазию от алалии (у детей), дизартрии, тугоухости, УО.

Парааутистические расстройства

Среди парааутистических расстройств наибольшее практическое значение имеет психогенный (депривационный) аутизм, который впервые был описан L. Nissen в 1975 г., а в отечественной детской психиатрии в работах В. Е. Каган, М. О. Проселковой, В. М. Башиной, Г. В. Козловской (1996), М. О. Проселковой (1997). L. Nissen наблюдал его у детей 3-4 лет, лишенных матерей и воспитывающихся в детском доме. Психогенный аутизм проявляется нарушениями общения и недостаточностью коммуникативных функций, задержкой развития речи и моторных навыков. Будучи предоставленными самим себе, такие дети молча занимаются однообразной игрой или проводят время в бездействии, лежа на полу. Иногда у них можно выявить застывание в одной позе и эхолалию. Периодически у них может возникать моторное беспокойство в виде бега, прыжков или длительного однообразного раскачивания, верчения кистей рук, сосание пальцев, одежды. В общении со взрослыми они крайне неактивны и подчас безучастны; не реагируют на обращения к ним, показ игрушек, даже самых красочных и ярких. У них отсутствует ориентировочная реакция на новые предметы и людей: в этой ситуации не возникает ни оживления, ни любопытства, ни страха; не возникает радости при виде сладостей, а также при виде щенка или котенка, что так типично для здоровых детей. Аутичность детей может достигать степени псевдослепоты и псевдоглухоты. Только повторная тактильная, звуковая, зрительная стимуляция позволяет выявить у них ориентировочную реакцию в виде слежения глазами. При этом при отсутствии реакции на раздражители обычной громкости и силы они могут реагировать на императивный приказ, высказанный повышенным тоном. Многие дети равнодушны к смене привычного стереотипа. Поведение детей в целом в этих случаях напоминает таковое при синдроме Каннера, но в отличие от последнего дети с психогенным аутизмом при активной стимуляции способны к обучению и подражанию (например, игровых действий). У них не обнаруживается негативизма и парадоксальности реакций. При отсутствии матери у них, естественно, не формируется система мать — дитя, даже если есть замещающее мать лицо. Эмоциональная сфера таких детей недоразвита. У них возможно развитие депрессивных состояний с плаксивостью, соматическими жалобами, сенестоалгиями, адинамией и астенией, которые создают дополнительную основу для измененного эмоционального реагирования. Аутистические расстройства ведут к вторичной задержке умственного развития. По мере взросления ребенка-сироты парааутистический синдром претерпевает частичное обратное развитие. С запозданием формируется речь, расширяются способности к общению, реже возникают депрессивные состояния. Но вместе с тем все более отчетливо выступают особенности личности, эмоциональная незрелость, в ряде случаев затруднения в установлении межличностных связей (как со взрослыми, так и со сверстниками), недостаточная способность к сопереживанию и сниженная мотивация к труду (иногда с рентными установками). Вместе с проявлениями задержки умственного развития пограничного уровня это формирует своеобразный дефицитарный тип личности. Причиной развития психогенного аутизма является депривационный фактор — сиротство, обусловливающий дефицит экзогенной сенсорной, когнитивной и эмоциональной стимуляции на раннем уровне развития соответствующих систем организма. Принято считать, что при психогенном аутизме прежде всего страдает эмоциональная сфера, а задержка развития когнитивных функций, лежащая в основе формирования социальной активности и поведения, является вторичной. В связи с особой ролью фактора эмоциональной депривации описанный психогенный парааутизм определяется также как депривационный аутизм. Другие формы депривационного аутизма. Элементы аутистических расстройств могут отражаться на особенностях поведения и личности больных, лишенных полноценного общения с окружающим миром в случаях зрительной, слуховой (при слепоте, глухоте, глухонемоте) и иной депривации (например, при невозможности передвигаться при ДЦП). Но такие формы аутистических расстройств отличает не только сохранность эмоциональной сферы, но и ее повышенная чувствительность к внешним воздействиям, раздражительность и аффективная лабильность. Полностью отсутствуют моторные проявления аутизма и стереотипии в поведении. Временная задержка психического развития и речи (за исключением случаев глухонемоты) корригируется педагогическими воздействиями в специально созданных условиях, и такие дети могут достигать высокого уровня интеллектуального развития, хотя в некоторых случаях они и будучи взрослыми остаются менее общительными или общительными в ограниченном круге близких людей.

Читайте также:  Как проявляется реактивный психоз: причины и симптомы заболевания

Амнестико-семантическая афазия

Вид нарушения, который развивается при комплексном повреждении трех зон головного мозга: теменной, височной и затылочной. У пациентов отсутствует способность выделять семантическое ядро слова и понимать его значение, ассоциативный ряд бедный.

Часто амнестико-семантической афазии сопутствует нарушение зрительно-пространственного двигательного акта, то есть человек затрудняется выполнять движения в разных плоскостях, целенаправленные движения пальцами также невозможны. Больной при общении понимает простые предложения и словосочетания, которые легки к восприятию, например: «Я иду в магазин. Куплю там хлеб и молоко. Вернусь домой в семь часов». Количество слов может достигать 11, главное — чтобы они могли быть легко распознаны пациентом.

Характерной особенностью нарушения является отсутствие возможности работать с тремя предметами. То есть больной может взять тарелку и справа от нее расположить вилку, но если ему дать еще и ложку, то задача станет невыполнимой, также отсутствует понимание сравнительных предложений: «Это яблоко больше чем слива, но меньше груши». Еще больному сложно понимать такие выражения, где присутствует логический смысл, например: «сестра матери» — «мать сестры».

Причинно-следственная связь в предложениях тоже не определятся. Больным непонятны пословицы и поговорки, метафоры.

Рекомендации родственникам

Главный совет − это терпение, не нужно повышать голос или раздражаться на вопросы человека с афазией. От того, что вы будете говорить громче, он понимать вашу речь лучше не станет. Заниматься нужно в первые дни после инсульта, с разрешения врача-невролога. Чем раньше вы станете проводить коррекционную работу, тем она будет эффективнее.

Рекомендации родственникам

Семья человека, имеющего афазию любой формы, должна принимать активное участие в процессе реабилитации. Потому что для таких пациентов очень важна эмоциональная составляющая, и восстановление речи происходит быстрее, если речевой материал ему хорошо знаком. Человек не должен находиться в «речевой изоляции» − привлекайте его к обсуждению простых бытовых тем.

Кроме занятий со специалистами, необходимо медикаментозное лечение, которое поможет восстановить работу пораженных участков головного мозга. На начальных этапах реабилитации пациенту необходимо помогать, но задача родственников научить его самостоятельно выполнять задания, потому что глобальная цель реабилитации − максимальное восстановление нормальной речевой среды.