Моторная и сенсорная алалия: что это, симптомы, виды

Моторная алалия – связанное с поражением головного мозга органического характера нарушение развития речи или ее абсолютное отсутствие. Отклонение возникает на этапе развития плода внутри утробы матери или на доречевой стадии. У мальчиков подобное отклонение выявляют чаще.

Существует несколько типов патологии, которые различают по зоне поражения головного мозга, степени и механизму развития. Официальная медицина виды алалии делит на несколько типов.

Моторная – неправильное развитие экспрессивной речи. Ребенок понимает, что ему говорят, но ему сложно произносить слова самому. Моторная алалия разделяется еще на два типа, в зависимости от зоны поражения мозга:

  • афферентный – поражение нижних теменных отделов левого полушария с кинестетической артикулярной апраксией;
  • эфферентный – неправильное развитие премоторной коры (центр Брока) с кинетической артикулярной апраксией.

Сенсорная  – недоразвитие импрессивного типа речи. Патология возникает при поражении коркового отдела центра Вернике (задней верхней височной извилины). Ребенок хорошо слышит окружающих, но не понимает их речь.

Важно! Существует также слухоречевой тип отклонений (сенсомоторная алалия) – поражается вся сенсомоторная область коры мозга. Малыши с такими отклонениями не только не могут воспроизвести звуки, но и не понимают, что им говорят взрослые.

Причины алалии

Тяжесть патологии зависит от времени поражения мозга. Наиболее тяжёлое поражение происходит во время внутриутробного развития, на 3–4 месяце беременности. Причины поражения речевых зон:

  • интоксикация матери;
  • токсикоз беременности;
  • несовместимость матери и малыша по группе крови и резус-фактору;
  • родовая травма, асфиксия во время внутриутробного развития и при рождении;
  • нейроинфекции;
  • глубокая недоношенность;
  • черепно-мозговые травмы в раннем возрасте;
  • употребление беременной женщиной алкоголя и никотина;
  • наследственная предрасположенность.

Суть заключается в том, что при органическом повреждении головного мозга замедляется процесс созревания нервных клеток. Этот фактор способствует снижению возбудимости нейронов и снижению проводимости нервных импульсов.

Виды заболевания

Уже много лет изучается проблема классификации алалии у детей. Болезнь классифицируют в зависимости от механизмов, от признаков проявления и степени выраженности. Сегодня логопеды используют для классификации алалии метод по Ковшикову.

Согласно нему, выделяют такие виды заболевания:

  • экспрессивную моторную алалию;
  • импрессивную сенсорную;
  • смешанную.
Виды заболевания

В зависимости от зоны повреждения мозга болезнь делят на два типа:

  • афферентная − поражены нижние теменные отделы мозга в левом полушарии;
  • эфферентная − поражены центры Брока в задней трети лобной извилины.

Факторы риска и причины

Развитие моторной алалии обусловлено рядом таких факторов, как:

  • заражение плода инфекцией;
  • гипоксия при беременности (например, при обвитии пуповиной) или при родах;
  • перенесенные в период беременности вирусные и микробные заболевания, интоксикация, злоупотребление алкоголем и никотином;
  • недоношенность плода;
  • наличие у беременной патологий внутренних органов, имеющих хронический характер (сердечная или легочная недостаточность);
  • преждевременные роды, а также родоразрешение с осложнениями;
  • болезни ребенка, которые дали осложнение на головной мозг (менингит, энцефалит);
  • применение акушерских щипцов при родах и связанные с этим внутричерепные повреждения;
  • частые заболевания у детей первых лет жизни (ОРВИ, эндокринологические патологии);
  • наследственная предрасположенность;
  • проведенные под общей анестезией оперативные вмешательства;
  • ЗПР или задержка общего развития;
  • госпитализм (совокупность расстройств психического и соматического характера, обусловленные длительным пребыванием в стационаре при отрыве от дома, родных и близких);
  • аутизм.
Факторы риска и причины

Чаще всего выявляют сразу несколько взаимодействующих причин, провоцирующих развитие моторной алалии.

Читайте также:  9 шагов, которые помогут преодолеть депрессию

Симптомы

Признаки проявления заболевания зависят от формы недуга. Так, симптомами моторной алалии являются:

  • нарушение мелкой моторики. Ребёнок не может самостоятельно застегнуть пуговицы или завязать шнурки;
  • частая смена настроения;
  • чрезмерная активность может сменяться заторможенностью и малоподвижностью;
  • рассеянное внимание;
  • низкая работоспособность;
  • повышенная утомляемость;
  • полное отсутствие речи или неясное воспроизведение звуков;
  • скудный словарный запас, что обуславливает неполное понимание того, что говорят окружающие;
  • ярко выраженная мимика и жестикуляция.

Для сенсорной алалии характерны следующие симптомы:

  • повышенная восприимчивость к звукам, поскольку ничего другого дети не способны понимать;
  • бессмысленный и несвязный набор звуков и слов, который воспроизводит ребёнок;
  • широкое использование в общении мимики и жестов;
  • нарушения речи в виде пропуска букв в словах, неправильного окончания или соединения двух слов в одно;
  • небольшие нарушения памяти, дети очень сложно или, вообще, не запоминают новые слова;
  • импульсивность сменяется замкнутостью, а активность – пассивностью.

На фоне того, что ребёнок не может различать речь, которую ему говорят, у него проявляются способности к чтению слов по губам.

Речевой онтогенез

Научные изыскания выявили, что при сенсорной алалии формируется специфическое нарушение слухового анализатора, основанное на слабости возбуждения и торможения и слабовыраженной генерализации (непостоянство звукового восприятия).

Главной особенностью слуха при сенсорной алалии считается быстрое формирование процесса торможения по причине повышенной функциональной истощаемости. При патологии мозговые клетки отличаются недоразвитостью. Прекращение их функциональности наблюдается на уровне нейробластов. Такое нарушение может носить врожденный или приобретенный характер, сформированный в доречевой фазе.

Нарушение функциональности височной области головного мозга

Сенсорная алалия у детей (признаки и лечение описаны в статье) предполагает недоразвитость структур мозга. Морфологическое нарушение области виска вызывает недостаточность анализа и синтеза звуковых раздражителей. По этой причине наблюдается отсутствие формирования связи между звуком и предметом.

Речевой онтогенез

В некоторых случаях прослеживается четкая локализация патологического процесса в области Вернике, находящейся в левом полушарии. Иногда определенный участок поражения отсутствует, так как помимо зоны Вернике нарушена функциональность и других областей.

Существуют исследования, подтверждающие, что у многих детей не отмечалось повреждений мозга органической природы. Данные были получены в ходе проведения электроэнцефалографии. Большинство современных ученых считает неправильным отождествление локализации зоны, обуславливающей потерю речи у взрослого человека с дефектом у детей.

Билатеральное поражение мозга

Формирование центров речи, по мнению нейрофизиологов, проходит в онтогенезе. Ученые утверждают, что сенсорная алалия может выступать следствием двустороннего поражения мозговых структур.

Такое воззрение находит подкрепление в том, что одностороннее нарушение вследствие пластичности мозга ребенка и его обширных компенсаторных возможностей не в состоянии вызвать стойкое нарушение речи. Алалия вызывается более обширными органическими повреждениями, нежели афазия.

Симптомы алалии у детей

Учеными было придумано несколько классификаций этого заболевания. В основе каждой из них лежит отдельный фактор систематизации: зона поражения мягких оболочек, степень прогрессирования болезни, принцип развития заболевания. Но чаще всего используют систему ученого В.А. Ковшикова. Она считается универсальной и может дополняться другими только для получения полной картины диагноза. Анализируя данную систему, стоит выделить три ее составляющие: сенсорную, моторную и смешанную алалию.

Читайте также:  Шизоаффективное расстройство: типы, симптомы и лечение

Если прослеживается признак моторной патологии, то характерными будут не только речевые ее проявления, но и нарушения в деятельности нервной системы. Очень часто родители отмечают плохую моторику рук: ребенок не может держать мелкие предметы, завязывать шнурки, складывать пазлы. Помимо этого такие дети имеют плохую память.

Пациент, который страдает таким видом заболевания хоть и с трудом, но все-таки поддается терапии. Он лишен способности членораздельно разговаривать, но при этом может воспринимать речь на слух и осознавать ее. При наличии сенсорной патологии, симптомы алалии у детей будут следующими:

  • высокая чувствительность органов слуха к слишком резким и громким звукам;
  • повышенная речевая активность, несмотря на то, что речь составляет собой набор несвязанных между собой звуков;
  • частое повторение слов и отдельных фонем за окружающими людьми, нередко перерастающее в навязчивую форму;
  • общение осуществляется при помощи мимики или активной жестикуляции;
  • восприятие речи и ее понимание часто зависит от ситуации и эмоционального равновесия;
  • плохое распознавание паронимов или созвучных словосочетаний;
  • высокая отвлекаемость и отсутствие интереса со стороны ребенка, имеющего сенсорный вид алалии.

Смешанная симптомы

Если диагностировали смешанный тип алалии, который также часто называют тотальным, то им стоит заниматься с малышом особенно усердно. Дело в том, что ребенок с данной формой патологии во всех случаях не может воспроизводить речь в любом ее проявлении. Кора головного мозга, отвечающая за формирование слогов, отдельных слов, предложений, полностью поражена.

Сенсорная разновидность алалии характеризуется тяжелой формой речевых патологий. Больные дети, слыша речь, практически не воспринимают, не понимают ее. Самостоятельная осмысленная речь невозможна. Ребенок бессмысленно произносит звуки, их сочетания, жестикулирует.

Речь сенсорных алаликов отличается навязчивым повтором звуков и слогов (персеверация), звуковой заменой (парафазия). Дети неосознанно повторяют чужие слова (эхолалия). Также наблюдается объединение отдельных словесных отрезков в одно целое (контаминация).

Симптомы алалии у детей

Сенсорные алалики отличаются повышенной речевой активностью. Но их речевое воспроизведение называют «словесным салатом» (логореей), так как в несвязной речи отсутствует смысл.

Дети с более легкой формой болезни отчасти, по определенному контексту (темпу, словоформам), могут воспринимать звучащую речь. Иногда на помощь приходит «чтение по губам». Для грубой формы заболевания характерно полное непонимание чужой речи. Больные не способны к удержанию внимания, отличаются неустойчивостью слухового восприятия, хаотичностью движений.

Признаки и способы коррекции заболевания различаются в зависимости от его вида. Классификация выделяет 3 вида патологии: моторная, смешанная и сенсорная. При моторном заболевании клиническая картина связана с двигательными навыками. У ребенка плохая моторика рук и координация движений, он чрезмерно неловкий для своих лет. Заметить заболевание можно, наблюдая за ребенком: он плохо завязывает шнурки, застегивает пуговицы и не любит складывать пазлы.

Алалия у детей выражается в нарушении речи

Кроме очевидных симптомов, моторный вид заболевания сопровождается следующими признаками:

  • отсутствие внимания;
  • очень маленький словарный запас;
  • плохая обучаемость;
  • нарушение произношения звуков;
  • эмоциональная нестабильность;
  • гиперактивность или полная пассивность.
Читайте также:  7 симптомов серьезного сбоя нервной системы

Обычно такие дети очень поздно начинают говорить, и у них это получается достаточно плохо. Они говорят максимально короткими предложениями и иногда не умеют согласовывать между собой слова.

Сенсорная алалия у детей определяется всего двумя признаками – нарушением восприятия и отсутствием желания понимать речь других людей. Такие дети очень резко относятся к различным звукам, шорохам, скрипам. Даже звук дождя и хруст снега может вызывать у них неоднозначные эмоции. Давление оказывается не только на эмоциональную составляющую – дети могут чувствовать сильный дискомфорт и головные боли. На сеансах с логопедом дети могут начать говорить бессвязными потоками слов, а их речь сопровождается активной жестикуляцией.

Смешанный тип заболевания сочетает в себе признаки этих двух видов. Как правило, именно он встречается в большинстве случаев.

Диагностика

Диагностирование проводиться чаще всего логопедом, но в некоторых случаях родители обращаются к педиатрам, психологам, неврологам или другим специалистам.

К основным методам диагностирования относят:

  • МРТ;
  • рентгенография черепа;
  • ЭЭГ;
  • аудиометрия;
  • исследование функции органов слуха.

Также проводят и диагностику устной речи ребенка. Особенно врачи обращают внимание на то, как ребенок строит предложения, на его правильное произношение и понимание слов.

Специфика обследования сенсорного алалика вытекает из этиопатогенетических механизмов речевого нарушения. Диагностика включает в себя медицинский и психолого-педагогический блок. Медицинская составляющая направлена на установление морфологического субстрата речевой патологии, исключение нервно-психических и ЛОР-заболеваний, сопровождающихся безречьем.

Психолого-педагогическое тестирование способствует подтверждению диагноза и планированию коррекционного процесса. Этапы диагностики включают:   Неврологическое обследование. При изучении анамнеза центральное место отводится анализу пренатального развития, течению родов и раннего постнатального онтогенеза.

Диагностика

По показаниям детским неврологом может быть назначена эхоэнцефалография, ЭЭГ, рентгенография черепа, МРТ головного мозга, исследование акустических вызванных потенциалов. При этом отсутствие видимых изменений по данным нейрофизиологических и нейровизуализирующих методик не исключает наличия сенсорной алалии.

Исследование слуховой функции. Необходимо для исключения врожденной глухоты или значительного снижения слуха. Предполагает выполнение комплекса сурдологической диагностики: компьютерной аудиометрии, тимпанометрии, отоакустической эмиссии. У сенсорных алаликов может выявляться незначительное снижение слуха на определенных частотах, однако эти изменения не столь серьезны, чтобы затруднять понимание речи.

ребенка просят указать на называемый предмет или картинку, выполнить несложные действия, повторить слова. Для импрессивной алалии характерен речевой негативизм, бедная лепетная речь, дефицит фонематического восприятия, нестойкость слуховых следов.   Психологическая диагностика. Нейропсихолог исследует состояние слухового гнозиса, слухоречевую память, наблюдает за поведением ребенка.

С учетом выявленных дефицитарных и сохранных психических функций специалист выстраивает карту психологического сопровождения пациента. Обычно требуются повторные консультации логопеда и психолога, поскольку в одной и той же ситуации сенсорные алалики могут вести себя по-разному, то демонстрируя полный отказ от общения, то проявляя определенное понимание речи.

Диагностика связана со значительными трудностями, поскольку импрессивная алалия по своим проявлениям сходна с другими слухоречевыми нарушениями и формами психического дизонтогенеза. Дифдиагностика проводится с кондуктивной и нейросенсорной тугоухостью, расстройствами аутистического спектра, УО, темповой задержкой речевого развития, детской афазией, сенсорно-акустической недостаточностью.